СНИЖЕНИЕ РОСТА: Причины известны


В III квартале 2004 г. темпы экономического роста в России начали снижаться. Существует целый ряд гипотез, объясняющих причины этого явления. К их числу относят проблемы банковского сектора, излишнюю стерилизацию капитала, усиление конкурентного давления импорта и рост внутренних издержек в обрабатывающих отраслях, укрепление реального курса рубля, а также неопределенность режима регулирования и налогообложения нефтяной промышленности.

Из всего вышеперечисленного два первых фактора, скорее всего, не имели большого значения. Проблемы с ликвидностью, возникшие в банковском секторе весной текущего года, возможно, оказали временное негативное влияние на доступность коммерческих кредитов в экономике. Тем не менее это влияние было весьма ограниченным. Принятые ответные меры, обеспечившие поступление значительного объема дополнительной ликвидности в банковский сектор, способствовали продолжению быстрого расширения кредитования нефинансового сектора в течение первых девяти месяцев текущего года. Согласно оценкам, рост объемов внутреннего коммерческого кредита, выданного нефинансовому сектору за этот период, составил 28%, что лишь немногим уступает очень высоким темпам роста за аналогичный период 2003 г. (35%).

Ситуация с платежным балансом, действительно, обусловила более высокую степень стерилизации притока валютной выручки и капитала, чем в 2003 г. И хотя в первой половине 2004 г. совокупный приток валюты и капитала был на самом деле меньше, чем в 2003 г., гораздо большая часть этих поступлений приходилась на долю текущих операций, особенно таких, как экспорт нефти и природного газа. Так как доходы от экспорта этих товаров облагаются налогом по высокой ставке, федеральный бюджет косвенно поглотил более значительную часть поступлений, в то время как доля федеральных расходов в ВВП сокращалась. В результате этого профицит федерального бюджета за первые девять месяцев 2004 г. достиг 4,9% ВВП, при том что за аналогичный период 2003 г. профицит составил 2,3%. Такая дополнительная стерилизация способствовала сдерживанию инфляции и уменьшению темпов укрепления реального курса рубля в 2004 г.

Была ли бюджетная стерилизация излишней? Как уже говорилось, в 2004 г. быстрое расширение коммерческого кредитования продолжилось. Кроме того, в 2004 г. большинство показателей ликвидности не снизилось. Так, с января по август объем просроченной кредиторской задолженности сократился на 160 млрд руб., в то время как доля расчетов в неденежной форме в общем объеме продаж снизилась в первом полугодии 2004 г. до 10,5% с 14,2% в 2003 г. Несмотря на временную нехватку ликвидности в весенние и летние месяцы, реальная стоимость среднемесячных остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центробанке за первые 10 месяцев 2004 г. была фактически на 35% выше, чем за аналогичный период 2003 г. В IV квартале текущего года должно произойти дальнейшее увеличение ликвидности в результате укрепления платежного баланса и сезонного ускорения расходования бюджетных ассигнований.

Более высокая степень стерилизации могла сыграть положительную роль в поддержке быстрого экономического роста как фактор сдерживания дальнейшего снижения конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности, обусловленного резким увеличением издержек и повышением реального курса рубля в 2004 г. Особенно существенным был рост цен на энергоресурсы и металлы. Если рост потребительских цен за первые девять месяцев ограничился 8,1%, то цены производителей выросли на 23,4%. В результате в течение первых девяти месяцев 2004 г. реальный эффективный обменный курс, рассчитанный на основе индекса цен производителей, укреплялся гораздо более высокими темпами (на 22%), чем в 2002 и 2003 гг. Сегодня реальный курс рубля составляет около 80% от его докризисного уровня 1997 г.

В этих условиях происходит заметное усиление конкуренции со стороны импорта. За первые девять месяцев 2004 г. стоимость импорта в долларовом выражении увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. По данным Росстата, в январе – августе 2004 г. импорт техники и оборудования вырос на 46%, в то время как за аналогичный период 2003 г. этот рост составил 22,1%. Импорт автомобилей увеличился в 2,7 раза (год назад – на 26,4%). Такое резкое увеличение импорта, сопровождающееся быстрым ростом сектора услуг, является одной из причин того, почему не произошло снижения темпов роста реальных доходов и торгового оборота, несмотря на снижение темпов роста в обрабатывающих отраслях, наблюдаемое в III квартале 2004 г.

В течение трех первых кварталов 2004 г. реальный объем розничной и оптовой торговли вырос соответственно на 11,5% и 10,7% (за аналогичный период 2003 г. – на 8,7% и 16%). В III квартале рост объемов розничной и оптовой торговли составил соответственно 12,3% и 14,4% (в III квартале 2003 г. – 7,2% и 10,1%).

Таким образом, недавнее снижение темпов роста, возможно, связано с увеличением издержек производства и резким повышением реального курса рубля в 2004 г. С одной стороны, рост импорта оказывает положительное влияние на потребление, инвестиции и стимулы к реструктуризации российской обрабатывающей промышленности. С другой стороны, первоочередная задача диверсификации экономики обуславливает необходимость принятия определенных мер, направленных на сглаживание последствий повышения реального курса рубля для обрабатывающих отраслей, производящих конкурирующие товары. Постепенное укрепление реального обменного курса и рост реальной заработной платы вполне совместимы с быстрым экономическим ростом, если это сопровождается дальнейшей реструктуризацией предприятий и ростом производительности, что может быть достигнуто с помощью определенных мер, направленных как на ограничение реального укрепления обменного курса, так и на улучшение условий для частного бизнеса и инвестиций.

В связи с этим часть базовой стратегии российского правительства представляется целесообразной. Снижены и подлежат дальнейшему снижению налоговые ставки для сектора экономики, не относящегося к ТЭКу. Стабилизационный фонд обеспечил как защиту экономики от чрезмерного укрепления рубля, так и защиту федерального бюджета от возможных потрясений, связанных с резкими изменениями цен на нефть. В идеале снижение налогового бремени может сгладить негативный эффект от укрепления рубля, вызванного значительными объемами валютных поступлений от экспорта нефтегазового сырья, в то время как Стабилизационный фонд будет предотвращать резкие колебания. Однако возможности по поддержанию и ускорению темпов реструктуризации экономики будут зависеть и от осуществления других ключевых реформ, направленных на улучшение условий для частного бизнеса и инвестиций.

Еще один ряд важнейших проблем экономической политики связан с нефтяной промышленностью. Несмотря на то что в целом высокие ставки налогообложения этого сектора вполне логичны, важно, чтобы налоговые и другие регулирующие нормы создавали стимулы и финансовые возможности для нормального развития отрасли. Некоторые аналитики утверждают, что с этой точки зрения предельное налогообложение нефтяной промышленности уже стало чрезмерным, и это мнение заслуживает пристального внимания. Кроме того, значительная неопределенность по поводу будущих налогового и регулятивного режимов, которая существует в настоящее время, оказывает негативное воздействие на систему стимулов в нефтяном секторе. Создание стабильных условий будущего распределения прибыли между нефтяными компаниями и государством было бы, безусловно, полезно для инвестиционного климата.