Инвестор, который спас Kmart


Ламперту принадлежит хедж-фонд ESL Investments, который владеет 43 млн акций Kmart и 31 млн акций Sears. В объединенной компании, которая станет называться Sears Holdings, фонду будет принадлежать порядка 40%. Сам же Ламперт займет место председателя совета директоров. И именно ему придется искать способы оздоровления сразу двух компаний, работающих в секторе, где царят жестокая конкуренция и корпорация Wal-Mart Stores.

На протяжении 20 лет Ламперт занимался тем, что возвращал к жизни тонущие компании. На этом он сколотил внушительное состояние и – всячески избегал внимания прессы. Секретов его стратегии не знает никто, равно как и точных размеров его состояния, которое, по некоторым оценкам, составляет $2 млрд.

Теперь, с покупкой Sears, он вынужденно оказался на авансцене, и необходимость находиться в фокусе общественного внимания его сильно тяготит. С самого начала своей карьеры Ламперт выделялся молчаливостью даже на финансовом рынке, где и так не принято говорить много. В прошлом году его нежелание светиться стало еще сильнее. Ламперта похитили из гаража в здании его собственной компании. Ему удалось договориться с похитителями, только предложив им $40 000.

Впрочем, по мере того как разрасталась его финансовая империя, Ламперта стали интересовать все более заметные компании – такие, как Kmart. И этот интерес, в свою очередь, делает его все более публичной фигурой. На прошлой неделе портрет Ламперта был даже напечатан на обложке журнала Business Week.

Ламперт славится умением просчитывать ситуацию далеко вперед. Родился он в Нью-Йорке в семье адвоката. В 14 лет, после того как от сердечного приступа умер его отец, Ламперт решил, что станет финансистом, – и стал заводить полезные связи. Студентом Yale University он предпочитал общаться с преподавателями и с однокурсниками – детьми влиятельных родителей. По окончании учебы Ламперт пришел на работу в инвестбанк Goldman Sachs и там выбрал себе в наставники Роберта Рубина. Тогда Рубин возглавлял в банке отдел арбитражных рисков, а в дальнейшем стал министром финансов США. В 1988 г. Ламперт, которому было о ту пору 25 лет, основал ESL. С момента своего основания доход фонда с инвестиций составляет приблизительно 30% в год. В отличие от других хедж-фондов ESL не занимается спекуляциями незначительными пакетами акций. Вместо этого он старается покупать крупные доли и держать их продолжительное время. Сейчас ESL владеет крупными пакетами не только в Kmart и Sears, но и в корпорациях AutoNation, MCI и AutoZone.

С другой стороны, список инвесторов ESL выглядит как справочник “Кто есть кто” в высших сферах американского бизнеса. В нем фигурируют представители известных семейств Цифф и Тиш, мультимиллиардер Дэвид Геффен и Майкл Делл, основатель корпорации Dell.

Про Ламперта говорят, что он читает по пять-шесть книг одновременно, причем самого разного свойства – от трудов по философии и пособий из разряда “Помоги себе сам” до жизнеописаний великих людей. При этом всегда понравившиеся ему места выделяет маркером. Идеи, которые он черпает из книг, Ламперт неизменно пытается использовать, разрабатывая стратегию для инвестиций.

На заре своей деятельности Ламперт зачитывался ежегодными финансовыми отчетами, которые составлял для инвесторов миллиардер Уоррен Баффет. Из этих отчетов он пытался почерпнуть стратегические решения, которые мог бы использовать в собственном бизнесе. Впрочем, копировать стиль Баффета Ламперт не стал. Его собственный стиль – купив в компании солидную долю, сменить там команду менеджеров и вникать в бизнес до мельчайших деталей. Например, в прошлом году он посетил несколько тысяч магазинов Kmart. Кроме того, регулярно посещает магазины конкурентов, таких как Best Buy.

Собственно, фирменный стиль Ламперта можно увидеть на примере покупки долговых обязательств Kmart: инвестировать много и затем настаивать, чтобы степень его участия в управлении компанией соответствовала масштабам инвестиций.

Скупать долговые обязательства Kmart Ламперт начал сразу после того, как в январе 2002 г. компания подала иск о защите от кредиторов. Тогда же за декларацией банкротства последовал скандал по поводу ведения финансовой отчетности, слишком щедрых выплат бывшим топ-менеджерам. В результате ценные бумаги компании сильно понизились в цене, и все долговые обязательства Kmart Ламперт скупил за $1 млрд. Однако шум вокруг компании не утихал, и инвестор обнаружил, что “бумажные” убытки составили около $100 млн.

Тогда Ламперт потребовал ввести его в состав комиссии держателей банковского долга и облигаций и развернул в ней бурную деятельность. Он заявил, что процедура банкротства продвигается слишком медленно и что гонорары юристам и консультантам слишком высоки. Ламперт потребовал и добился отставки гендиректора Kmart, который и руководил процедурой банкротства, и посадил на его место бывшего гендиректора Sears Джулиана Дея.

Не обращая внимания на протесты консультантов, Ламперт ускорил работу по выводу компании из процедуры банкротства, а попутно избавлялся от чрезмерно настойчивых критиков его политики, демонстрируя при этом свою фирменную несокрушимую уверенность в собственной правоте.

“Он был абсолютно уверен, что эта компания стоит его усилий, несмотря на всеобщий скептицизм аналитиков”, – рассказывает Генри Миллер, финансовый консультант Kmart во время ее реструктуризации.

Стремясь ускорить процесс, Ламперту пришлось вложить дополнительные средства, чтобы выкупить долги Kmart.

К тому времени, когда в мае 2003 г. компания вышла из процедуры банкротства, фонду Ламперта принадлежало более 50% ее акций. Решение сохранить акции Kmart оказалось дальновидным: с инвестиций в эту компанию фонд получил прибыль в размере $4 млрд. (WSJ, 18.11.2004, Екатерина Кудашкина)