СКОЛЬКО ТРАТИТ РОССИЯ: Пьем и курим


Знаменитая фраза из монолога Аркадия Райкина достаточно точно отражает место алкоголя и табака в нашей жизни. К оценке соответствующих потребительских расходов россиян невозможно относиться так же, как к оценке других статей затрат. Уж больно специфическая это категория товаров.

Росстат не относит алкогольные напитки ни к продуктам питания, ни к непродовольственным товарам. Хотя производство спиртных напитков проходит у Росстата по пищевой промышленности, да и индекс цен продовольственных товаров приводится Росстатом, “включая алкогольные напитки”. В принципе, это логично: алкоголь принимают “внутрь”, однако питаются ли им? Все-таки не все.

По данным Росстата, расходы на покупку алкогольных напитков в 2003 г. составляли 2,2% потребительских расходов, или 133,6 млрд руб.

Если не учитывать население, не достигшее трудоспособного возраста, получается около 94 руб. в месяц на человека, т. е. меньше одной “поллитры” не самого лучшего качества или пять-шесть бутылок недорогого пива.

Можно было бы ожидать, что при общеизвестном значительном объеме серого рынка алкоголя оборот розничной торговли алкогольными напитками будет значительно ниже, чем общие расходы на потребление алкоголя населением. Получается, однако, прямо противоположная картина. В 2003 г., по данным Росстата, оборот организаций розничной торговли составлял 4515 млрд руб., а доля алкогольных напитков в этом обороте составляла 10,4%, или 469,6 млрд руб. Это в три с половиной раза выше потребительских расходов на приобретение алкоголя. Таким образом, расходы на приобретение алкоголя населением сознательно занижаются.

Это на самом деле ожидаемый результат, потому что население по вполне понятным причинам старается минимизировать количественную оценку собственных трат на приобретение алкоголя. Признаться в том, что много пьем и много тратим, действительно очень трудно.

С ростом благосостояния населения доля расходов на покупку алкоголя в общем объеме расходов снижается: в 1998 г. на алкоголь тратилось примерно 2,6% семейного бюджета, в 2003 г. – 2,2%.

В том, что россияне много тратят на потребление алкоголя, сомневаться не приходится. Конечно, структура потребления алкоголя в разных странах разная, где-то не могут представить жизнь без ежедневного употребления сухого красного вина, а где-то в холодную зиму предпочитают крепкие горячительные напитки. Однако так или иначе на приобретение этих напитков расходуются средства бюджетов домохозяйств.

В большинстве стран Европы уровень затрат на алкоголь не превышает 1,5% потребительских расходов. В некоторых странах это происходит из-за низких цен на спиртное (особенно это касается южных стран, знаменитых своими винодельческими традициями), в некоторых – из-за исторической несклонности населения к выпивке. В абсолютных же единицах домохозяйства в Европе расходуют на алкоголь заметно большие суммы: уровень оплаты труда и цены там гораздо выше, чем в России.

Наибольшими “пропойцами” в Европе оказались ирландцы, подтвердив свой имидж любителей пива и виски: в Ирландии на покупку спиртных напитков приходится почти 6% потребительских расходов. Меньше всего расходуют на алкоголь греки. Россия в 1999 г. имела официальный показатель в 2,5% от общего объема потребительских расходов. Это обеспечивает ей почетное второе место. Однако, если учесть структуру потребляемого спиртного, мы, похоже, все-таки занимаем лидирующие позиции. Нигде не пьют столько крепких напитков: по доле их потребления (т. е. по доле водки) страна действительно впереди всей планеты.

Полученная ФБК общая оценка расходов населения на потребление алкоголя – это 688,5 млрд руб., или примерно $23,3 млрд.

В структуре потребительских расходов домашних хозяйств в 2003 г. затраты на табачные изделия составили 1% (при общих потребительских расходах в 6073 млрд руб. затраты на покупку табачных изделий составили 60,7 млрд руб.).

Показатель оборота розничной торговли табачными изделиями на 33,9% превышает данные о затратах домохозяйств. Следует учитывать, что официальные данные о реализации необходимо увеличить на объем нелегальных продаж. Это означает, что домохозяйства значительно занижают свои расходы на табачные изделия. Делают они это, скорее всего, потому, что не желают афишировать свои расходы, связанные с пагубной привычкой.

В расчете на душу населения годовое потребление табачных изделий в России за последние 10 лет выросло фактически в два раза.

В пересчете на пачки (20 сигарет в пачке) получается, что в 2002 г. было продано 19,4 млрд пачек, а душевое потребление составило 133,6 пачки в год, что соответствует примерно 0,4 пачки или восьми сигаретам в день.

Соотношение между индексом цен на табачные изделия за 1992–2003 гг. и индексом потребительских цен свидетельствует о том, что табачные изделия относительно подешевели – почти в три раза, т. е. стали гораздо доступнее для курильщиков.

Расходы на табачные изделия, по оценке ФБК, составили в 2003 г. около 134 млрд руб., или порядка $4,5 млрд. Расходы на одного взрослого курильщика в год составили 2730 руб., подростка – 2370 руб.

Суммарная оценка ФБК потребительских расходов на алкоголь и табак в 2003 г. равняется 823 млрд руб., или немногим менее $28 млрд.