Две Думы – два бюджета


Самарская городская дума оказалась расколотой после того, как избранный в июле 2004 г. состав депутатов оказался оппозиционным мэру Георгию Лиманскому. Как председатель Думы, Лиманский блокировал заседания, и большинство попыталось работать самостоятельно вне стен Думы. В итоге две группы из 23 и 10 депутатов стали заседать раздельно и издавать собственные постановления. В судах города прошла серия разбирательств по жалобам сторон на действия друг друга. В конфликт вмешался прокурор Самары Виктор Казберов, который предписал мэру города устранить нарушение закона и предоставить депутатам возможность нормально работать в Думе. В установленный срок Лиманский на это предписание не отреагировал, и прокурор заявил, что привлечет мэра к административной ответственности через суд.

В прокуратуру обратилось и депутатское большинство с требованием оценить законность действия меньшинства, публиковавшего свои решения под видом официальных постановлений Думы. В понедельник депутаты приняли также обращение к мэру с требованием отставки. “Лиманский продолжает игнорировать предписание прокуратуры об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, – прокомментировал обращение Виталий Ильин, избранный большинством депутатов вице-спикером. – Мы выразили нашу позицию в отношении действий главы города”.

В пресс-службе мэрии обращение комментировать отказались, заявив, что еще не видели его текста.

Между тем конфликт ставит под угрозу принятие бюджета Самары на 2005 г. Проект бюджета от городской администрации поступил ко всем депутатам – и “большевикам”, и “меньшевикам”. Рассмотрение документа также началось раздельно. На последнем заседании депутатское большинство направило в администрацию города запросы по сведениям, необходимым для работы над бюджетом. По словам Ильина, если мэрия ответит на них по существу, депутаты смогут принять сбалансированный бюджет, если нет – работа над ним становится проблематичной.

Татьяна Власова, представляющая меньшинство депутатов, считает, что из-за непринятия бюджета до Нового года “жизнь не остановится, тем более что прецеденты уже были”.

Депутат из большинства Михаил Матвеев допускает, что в итоге у Самары могут оказаться два бюджета. В этом случае, говорит он, многие муниципальные чиновники окажутся под угрозой уголовного преследования, если станут выполнять не тот вариант бюджета, который в итоге будет признан законным. Матвеев напомнил, что для утверждения бюджета достаточно простого большинства депутатов, которым располагают противники мэра. Депутат не исключает также, что официально признанного бюджета у Самары может не оказаться. Тогда администрация будет финансировать ежемесячные городские расходы в размере 1/12 от расходов бюджета-2004. В этом случае городское хозяйство потеряет около 300 млн руб. – проект бюджета 2005 г. превосходит прошлогодний документ почти на такую сумму.

По мнению Матвеева, противостояние “двух Дум” в Самаре может продлиться весь 2005 г. В этом случае представительный орган не сможет внести в устав города изменения, приводящие его в соответствие с новым законодательством о местном самоуправлении, и тогда появятся основания для роспуска Думы. Другой вариант разрешения конфликта, по его мнению, возможен в том случае, если на довыборах по двум округам в марте 2005 г. будут избраны депутаты, которые примкнут к большинству, – тогда оппозиция получит квалифицированное большинство.

Татьяна Власова заявила, что намерение оппонентов добиться отставки Лиманского противоречит закону: “Даже если они внесут изменения в устав города и пропишут механизм отзыва, освободить главу города от занимаемых полномочий можно будет не ранее 2006 г.”.