IBM без компьютеров


IBM основана в 1911 г., но ее звездный час наступил в 1981-м, когда компания предложила рынку персональный компьютер с 16 Кб памяти, двумя дисководами и цветным монитором. Так IBM создала новую индустрию, в которой компьютер стал потребительским товаром. Вместо “мэйнфреймов”, огромных вычислительных машин размером со шкаф, а то и с комнату, на которых с перфокартами могли работать только специалисты, было предложено компактное устройство для домашнего применения, понятное рядовому пользователю. IBM PC стал эталоном: IBM с самого начала сотрудничала с компаниями, которые станут законодателями моды в компьютерном секторе, – производителем микропроцессоров Intel и программного обеспечения Microsoft. Другие компании, ставшие выпускать ПК (например, Compaq), делали их совместимыми с IBM. В 1983 г. журнал Time отметил прорыв на компьютерном рынке (и в образе жизни современного человека), назвав персональный компьютер “Человеком года”.

О намерениях IBM сообщили газеты The New York Times, The Wall Street Journal и Financial Times со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Размер сделки может составить $1–2 млрд. IBM намерена продать весь бизнес, связанный с производством ПК, в том числе всех настольных моделей, ноутбуков и лэптопов. В IBM ситуацию не комментируют, называя информацию о сделке слухами. В инвестиционном банке Merrill Lynch, который компания наняла для консультирования по сделке, также отказались от комментариев.

Всего через 20 лет, по словам аналитика Merrill Lynch Стивена Милуновича, ПК стали своеобразным сырьевым товаром – дешевым и всем доступным, простым устройством, заложенным в основании компьютерной пирамиды. По мере того как ПК становились массовой продукцией, занимая места в домах и квартирах, а затем и в портфелях путешественников, бизнес IBM терял привлекательность. Цены падали, и пальма первенства перешла к компаниям, которые умеют хорошо продавать ПК. IBM уступила долю рынка Dell и Hewlett-Packard, которая в 2002 г. купила за $18,4 млрд Compaq Computer. Сейчас IBM занимает лишь третье место на мировом рынке ПК: ее доля, по данным аналитической фирмы IDC, составляет 6% против 18,2% у Dell и 16,2% у Hewlett-Packard.

В 1998 г. из-за неудач подразделения ПК IBM понесла убыток в $1 млрд и стала сворачивать этот бизнес. В 1999 г. она прекратила продавать свои ПК через розницу, и уже тогда аналитики заговорили, что IBM вообще может уйти из этого сектора. Сейчас норма прибыли подразделения ПК IBM менее 1%: за девять месяцев этого года прибыль составила $70 млн при продажах в $9 млрд, а в 2003 г. оно понесло операционный убыток в $118 млн. Доходы в 2003 г. составили $11,56 млрд, тогда как совокупные доходы компании – $89,1 млрд.

“Какой смысл иметь на балансе бизнес с низкой рентабельностью? Почему бы не продавать чьи-то компьютеры?” – задается вопросом Крис Фостер, аналитик Technology Business. “Хорошие менеджеры избавляются от непривлекательного бизнеса и вкладывают дополнительные деньги в бизнес, приносящий больше наличности”, – вторит ему Джим Хьюгет, президент инвесткомпании Great Companies.

Возглавивший IBM три года назад Сэмьюэл Палмизано сделал упор на работе с корпоративными клиентами и правительствами, продавая им ПК, выпуская серверы и системы по хранению данных и предоставляя различные услуги. Для этого в 2002 г. IBM за $3,5 млрд купила PwC Consulting, консалтинговое подразделение аудиторской компании Pricewaterhouse-Coopers. Практически все ПК под брэндом IBM сейчас выпускаются подрядчиками, которым компания передала их производство на аутсорсинг. Сотрудники же подразделения ПК занимаются дизайном и разработкой, продажами и маркетингом. По информации источника газеты Financial Times, IBM и в будущем будет продавать ПК под своим брэндом, выпускаемые Lenovo или другим покупателем, своим бизнес-клиентам.

Если покупателем будет Lenovo, сделка станет символом укрепляющегося могущества азиатских производителей высокотехнологичной продукции. Lenovo получит помимо прочего доступ к технологии и брэнду ThinkPad, популярных ноутбуков, выпускаемых IBM. Это позволит Lenovo, чья доля на азиатском рынке ПК (за исключением Японии) составила в III квартале 13,1%, стать игроком мирового уровня. (Использованы материалы WSJ, FT.)