Рискованные переводы


Объем трансграничных денежных переводов, которыми в основном пользуются рабочие-мигранты и малый бизнес, составляет более $70 млрд в год. Бизнес этот быстро растет, и американские компании нанимают все больше агентов в других странах. Если в 1998 г. один из лидеров на рынке денежных переводов – Western Union (подразделение компании First Data) пользовалась услугами 50 000 агентов, то теперь их насчитывается 200 000. Большая часть этого роста приходится на зарубежные страны, в которых головной компании сложно контролировать местные операции.

Вчера подразделение по расследованию финансовых преступлений (FinCEN) при Министерстве финансов США обнародовало новые правила, обязывающие компании, занимающиеся денежными переводами, проверять своих зарубежных агентов на предмет возможного отмывания денег и связей с криминалом. В течение ближайших шести месяцев компании должны разработать программу проведения таких проверок и дальнейшего контроля за деятельностью агента. При необходимости отношения с ним должны быть прекращены. За тем, как выполняются новые правила, будет следить Налоговое управление США.

“Если они [компании] хотят оказать помощь в защите финансовой системы США, для них это должно быть разумным шагом”, – говорит директор FinCEN Уильям Фокс. Зарубежные агенты компаний, по мнению регулятора, могут использоваться для отмывания денег, финансирования террористов и другой противозаконной деятельности, потому что слабое законодательство в ряде стран затрудняет выявление криминала.

Представители Минфина США говорят, что они подозревают в нарушениях закона нескольких агентов американских компаний и уверены в существовании хорошо разработанной и достаточно успешной стратегии по отмыванию денег через финансовую систему США. “Есть много разных способов, позволяющих с помощью агента или другого посредника компании отмывать деньги так, что сама компания об этом не знает”, – отмечает FinCEN.

В Минфине говорят, что выявили несколько случаев незаконной деятельности зарубежных агентов американских компаний. В ряде случаев агенты продавали дорожные чеки с номерами, идущими по порядку, и переводили деньги возможным преступникам. На чеках и бланках на денежный перевод нередко “стоят неразборчивые подписи, по которым невозможно установить получателя перевода или плательщика”, утверждает Минфин. “Эти инструменты впоследствии передавались людям, торгующим бриллиантами, драгоценными камнями или металлами, находящимися на счетах в зарубежных банках, а клиринг по сделкам проводился через банки США. В итоге “банки, проводящие клиринг, оказываются настолько далеко от сделки, что не могут отследить все ее этапы и людей, которые в ней участвовали”, – говорят чиновники.

Фокс отказался назвать конкретные компании, замеченные в нарушениях, отметив, что подобные примеры характерны не только для какого-то одного региона. Фокс подчеркнул, что компании сами должны будут определить необходимые шаги при построении отношений с зарубежными партнерами в зависимости от оценки связанного с ними риска. (WSJ, 8.12.2004, Татьяна Бочкарева)