Помощники “Газпрома”

С.Портер

Аукцион по продаже “Юганскнефтегаза” назначен на 19 декабря. Первой о намерении купить главный актив “ЮКОСа” объявила “Газпромнефть”, 100%-ная “дочка” “Газпрома”. Именно ее участники рынка считают фаворитом торгов. Но аукцион состоится, если в нем примут участие не меньше двух претендентов. Желающие уже нашлись. В пятницу Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что получила три заявки от потенциальных покупателей “Юганскнефтегаза”. Конкуренцию “Газпромнефти” решили составить ООО “Первая венчурная компания” и ЗАО “Интерком”.

Никаких деталей об этих компаниях антимонопольное ведомство не сообщило. Один из руководителей ФАС сказал “Ведомостям”, что из заявлений, поданных двумя претендентами, невозможно понять, кто за ними стоит.

Антимонопольная служба выдаст разрешения на участие в аукционе всем претендентам, чьи документы будут соответствовать ее требованиям, обещает чиновник ФАС. А вот победителю аукциона нужно будет получить итоговое разрешение ФАС на заключение сделки. “Решающее” согласование антимонопольное ведомство намерено провести по всем правилам, на что уйдет не менее месяца, уточняет чиновник.

Сразу несколько источников, близких к “Газпрому”, сообщили “Ведомостям”, что две компании с неизвестными учредителями, обратившиеся в ФАС, идут на аукцион, чтобы помочь “Газпромнефти” победить. Представитель этой компании Александр Степаненко сказал, что “дочка” “Газпрома” подала только одну заявку. “Остальные – не наши”, – заявил он, но уточнил, что отвечает только за “Газпромнефть”. Официальные комментарии “Газпрома” на выходных получить не удалось.

Подав сразу несколько заявок, структуры “Газпрома” пытаются обеспечить себе победу в аукционе, отмечают эксперты. “Реальный участник всегда подает две заявки, ведь если конкуренты откажутся от борьбы, торги могут не состояться, – отмечает президент Института энергетической политики Владимир Милов. – А на аукционе по “Юганскнефтегазу” “запасные” компании будут обязательно, потому что по факту никакого аукциона нет: никто из серьезных претендентов на него не собирался, а китайцев [компанию CNPC] отговорили”. Если неизвестные рынку претенденты формально и не связаны с “Газпромом”, то наверняка действуют по договоренности с монополией, добавляет аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков.

Компанию “Газпромнефти” на аукционе мог бы составить немецкий E.ON, который на днях объявил о привлечении кредита на 10 млрд евро, или “Сургутнефтегаз”, полагает Сныков. Но сотрудник E.ON напоминает, что концерн публично объявил об отказе от покупки “Юганскнефтегаза”. Получить комментарии “Сургутнефтегаза” не удалось. Но представители двух крупных инвестбанков утверждают, что гендиректор “Сургута” Владимир Богданов проявляет интерес к участию в аукционе.

Тем временем основной акционер “ЮКОСа” – Group Menatep – грозит судебным преследованием новому владельцу “Юганскнефтегаза”. В понедельник в ведущих западных газетах на правах рекламы было размещено обращение Group Menatep, в котором основной акционер “ЮКОСа” обещает подать в суд на покупателя “Юганска”. “Мы предупреждаем всех, что это ворованное добро”, – пояснил Роберт Амстердам, адвокат совладельца “ЮКОСа” Михаила Ходорковского. А директор Group Menatep Тим Осборн сказал, что группа может предъявить претензии синдикату западных банков, с которыми “Газпром” ведет переговоры о привлечении рекордного для монополии кредита на $10 млрд. Эти деньги “Газпром” собирается потратить на покупку “Юганскнефтегаза”. В синдикат входят Deutsche Bank, ABN Amro, BNP Paribas, Calyon, Dresdner Kleinwort Wasserstein и J.P. Morgan. По словам источника The Wall Street Journal, близкого к консорциуму, синдикат возглавляет Deutsche Bank, который также консультирует “Газпром” по стратегии развития “Газпромнефти”. Официальный представитель банка отказался комментировать возможные претензии со стороны Group Menatep.