У банков не будет тайн


Неделю назад трое депутатов “Единой России”, служивших в силовых органах, во главе с зампредом думского комитета по безопасности Михаилом Гришанковым внесли в Госдуму поправки в законы о банковской деятельности и об оперативно-розыскной работе. “Единороссы” хотят разрешить работникам правоохранительных органов еще до возбуждения уголовного дела получать в банке информацию о движении денег клиента, если есть оперативная информация о правонарушении. При этом разрешить доступ к банковской информации может только суд.

Связаться с авторами законопроекта не удалось. В пояснительной записке к документу сказано, это предложение поможет борьбе с “финансовым обеспечением терроризма”, “поскольку в подавляющем большинстве случаев вопрос о возбуждении уголовного дела может быть решен только после изучения финансовой деятельности” подозреваемого. В Минэкономразвития законопроект еще не поступал, но чиновник министерства не исключил, что предложение будет одобрено. “Но хотелось бы, чтобы в итоге закон открывал доступ к банковской информации лишь при крайней необходимости, например при борьбе с терроризмом”, – говорит чиновник.

Многие уверены, что и сейчас понятие банковской тайны в России есть только на бумаге. Три года назад на вопрос одного из банкиров, что будет с банковской тайной после создания Комитета по финансовому мониторингу, президент Владимир Путин ответил встречным вопросом: “А она у нас была?” “Все знают: банковской тайны практически не существует”, – говорит заместитель председателя совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза. Банки полностью открыты перед налоговыми органами, которые охотно делятся информацией с силовыми структурами, поясняет банкир. Засудить банк, не сохранивший в тайне информацию, удалось лишь однажды: летом 2003 г. суд обязал петербургский Промстройбанк выплатить своей клиентке Марии Уемляниной 5000 руб. Фотографии выписки с ее карточного счета были размещены на сайте Compromat.ru.

В случае принятия законопроекта барьеров для утечек конфиденциальной информации станет еще меньше. “Получить разрешение в суде не очень сложно, – признается сотрудник одной из российских спецслужб. – Безусловно, некая мотивировка нужна, но отказов практически не бывает”.

Эксперты опасаются, что лишняя возможность узнать о движении денег создаст еще один повод для злоупотреблений. “Депутатские поправки противоречат понятию банковской тайны”, – убежден президент ассоциации банков “Россия” Александр Мурычев. Он напоминает, что суды и правоохранительные органы пока “несовершенны”. Поэтому опасно, если каждый оперативный работник сможет получить доступ к банковской тайне без возбуждения уголовного дела. “Разрешение суда – это цивилизованная практика, которая применяется во всем мире и к которой нам нужно стремиться”, – возражает Гамза. “Раскрытие банковской тайны по решению суда – это лучше, чем по решению прокурора, – соглашается зампред банковского комитета Думы Павел Медведев. – Хотелось бы, чтобы любое нарушение прав человека совершалось только с санкции суда”.