Страсти вокруг Sprint


Sprint и Nextel уже согласовали основные параметры своей сделки стоимостью $35 млрд. Если их слияние состоится, объединенная компания с 39 млн абонентов будет третьим по величине национальным оператором сотовой связи (лидируют в секторе Cingular Wireless и Verizon Wireless). Генеральным директором объединенной компании станет Гари Фоси, нынешний гендиректор Sprint. Тимоти Донахью, гендиректор Nextel, займет должность председателя совета директоров, в который войдет одинаковое число представителей Sprint и Nextel. В результате слияния около 75% рынка окажется в руках всего трех компаний.

Несмотря на сравнительно небольшие масштабы Nextel, бизнес этого оператора оказался весьма прибыльным: компания предложила клиентам уникальный сервис Push-To-Talk, позволяющий использовать сотовый телефон в качестве портативной рации. Сейчас Nextel пытается укрепить свои рыночные позиции, спонсируя автогонки Nascar и продвигая свой брэнд Boost, ориентированный на молодежную категорию.

Развитию бизнеса Nextel мешают две серьезные проблемы – нехватка спектра радиочастот и отставание в области новейших технологий, обеспечивающих, в частности, возможность высокоскоростного мобильного доступа в Интернет. Специалисты считают, что сделка со Sprint помогла бы Nextel решить эти проблемы.

Для Sprint слияние с Nextel означает возможность перейти из категории середнячков рынка в группу ведущих операторов. Кроме того, экономия на масштабах облегчила бы Sprint выполнение многомиллиардного проекта по модернизации ее сотовой сети.

Оплата сделки будет производиться в основном путем обмена акциями: одна акция Nextel будет обмениваться на 1,3 акции Sprint. У каждой из компаний рыночная капитализация составляет порядка $31 млрд, и сделка между ними была бы “слиянием равных”. Правда, в действительности понятие “равные” обычно бывает весьма относительным. Стоимость Sprint (сумма рыночной капитализации компании и ее чистой задолженности) составляет $53 млрд, стоимость Nextel – всего $42 млрд. К тому же у Sprint доход вдвое больше, чем у Nextel ($27 млрд против $13 млрд за последний год). Однако почти половина дохода Sprint получена от продажи услуг дальней и местной проводной связи, а доля этих направлений в бизнесе компании сокращается. В целом прибыльность у Nextel выше, чем у Sprint.

Для рынка в целом объединение двух операторов стало бы очередным свидетельством победы беспроводного направления в телекоммуникациях. Сегодня сотовые телефоны есть уже у 172 млн американцев. Обостряющаяся конкуренция между операторами заставляет их быстро расширять ассортимент предлагаемых функций и услуг, включая в него навигацию в Интернете, электронную почту, работу с аудиоклипами, цифровыми изображениями и т. п.

Соглашение между Sprint и Nextel может заставить другие телекоммуникационные компании, работающие на американском рынке, задуматься о поглощении либо одной из этих компаний, либо уже объединенной корпорации. Если Verizon, крупнейший в США телефонный оператор, действительно вмешается в сделку Sprint, Nextel, занимающая в списке национальных сотовых операторов пятое место, может остаться ни с чем. (WSJ, 10,13.12.2004, Александр Силонов, Татьяна Бочкарева)