Восточное недоверие


Только 37% азиатских работников считают, что их топ-менеджеры поступают в соответствии с этическими стандартами, принятыми в компании. Тем не менее 38% выставили руководству хорошие оценки за умение принимать нужные решения или проводить реформы, необходимые для повышения конкурентоспособности компании на рынке.

Еще одно исследование на эту тему провели компания TNS Global (подразделение Taylor Nelson Sofres PLC) и ассоциация Gallup International. Выяснилось, что жители Азии испытывают недоверие к политическим и бизнес-лидерам. Почти 50% азиатских респондентов полагали, что их руководство обладает слишком большой властью, а еще 73% считали, что политические лидеры бесчестны.

В августе этого года Watson Wyatt Worldwide опросила 115 000 человек в более чем 500 компаниях в 11 азиатских странах. В опросе приняли участие как представители международных корпораций, так и работники крупных местных компаний. А TNS Global проводила опрос с июня по сентябрь и выяснила мнение 8000 человек из девяти стран Азии.

Экономика многих азиатских стран еще не оправилась полностью от регионального экономического кризиса 1997–1998 гг. Это одна из причин, по которой работники многих крупных компаний, ранее рассчитывавшие на пожизненную работу на одном месте, теперь опасаются своих боссов, говорит Джон Филипп Орбета, вице-президент и директор международных операций Human Capital Group (подразделение Watson Wyatt Worldwide). Число азиатских работников, которые пессимистично оценивают экономическое будущее своей страны, превосходит число тех, кто воспринимает его позитивно, свидетельствует исследование TNS Global.

Критику вызывает и то, что в азиатских компаниях преобладают предприниматели и руководители с хорошим знанием техники, но с недостаточными навыками управления, говорит Орбета. “Мы видим поколение лидеров и руководителей, которые выросли с хорошим знанием технологий, но совершенно не обладают навыками управленцев, – поясняет он. – У них начисто отсутствует мягкая сторона управления людьми – обучение, консультации, правильная ориентация”.

Консервативное влияние культурных традиций тоже способствует росту пропасти между работниками и менеджерами, считает Орбета. Американские менеджеры, говорит он, тут же готовы похвалить или указать на ошибки, но в Азии многие менеджеры не дают своевременной и четкой оценки действиям подчиненных.

“В Азии “да” не всегда означает “да”, а “нет” не всегда означает “нет” – рассказывает Орбета. – Человек может думать, что хорошо сделал свою работу, а потом услышит, как его босс жалуется кому-то другому на то, что поставленные задачи не были выполнены. Культурные традиции мешают руководителям открыто высказывать свое мнение работникам”.

Как это ни странно, но те же самые респонденты, которые заполнили анкеты Watson Wyatt Worldwide, оценили свой “уровень удовлетворения работой” как самый высокий. Анкета содержала 10 основных критериев оценки их ситуации на работе. Среди них были такие, как уровень оплаты, лидерство, общение и физические условия работы. Работники более всего жаловались на уровень оплаты и нехватку лидерских качеств у топ-менеджеров их компаний.

По словам Орбеты, азиатские работники держатся за свои рабочие места, даже если не доверяют топ-менеджерам и считают свою зарплату слишком маленькой. Достаточно того, что им нравится то, что они делают. “Кажется, что работники готовы мириться со всеми неудобствами, если у них значимая работа, которая из дня в день приносит им моральное удовлетворение”, – заключает он. (WSJ, 14.12.2004, Мария Подцероб)