Китай дал свободу ритейлорам


Сейчас крупнейшие мировые ритейлоры могут открывать свои магазины на всей территории Китая самостоятельно. Раньше для этого нужно было создавать совместное предприятие с местной компанией. В этом году объем китайского розничного рынка достигнет $600 млрд. По мнению аналитиков J.P. Morgan Chase, по темпам роста розница обгонит рост ВВП (в 2003 г. составил 9,1%).

С приходом крупных иностранных компаний конкуренция среди ритейлоров обострится. Чтобы противостоять гигантам западного бизнеса, китайцам придется срочно перенимать их опыт. Иностранцам же предстоит учиться у местных операторов тонкостям ведения бизнеса в Китае.

По мнению аналитиков, сначала иностранные сети будут открывать в Китае магазины с местными партнерами, так как приоритетной задачей для них станет быстрое развитие в небольших городах. По словам директора по международным отношениям Wal-Mart Бет Кек, крупнейший ритейлор в мире воспользуется возможностью открыть магазины по всему Китаю, но будет продолжать работать в СП с китайскими партнерами, используя их знание местного рынка. По ее словам, в будущем году компания откроет в Китае 10–15 новых магазинов, таким образом их число превысит 50. Вторая по величине международная сеть Carrefour объявила, что в ближайшие несколько месяцев откроет в Китае 15 магазинов, всего их будет 60. Германская Metro планирует увеличить число своих магазинов более чем на 50% до конца будущего года.

Китайские операторы, такие как Shanghai Bailian Group и Beijing’s Wumart Stores, готовятся к нашествию. Shanghai Bailian в прошлом году создала крупнейшую сеть в стране, объединив в ней в том числе продовольственные и галантерейные магазины. Функционировать как единое целое группа, очевидно, сможет не сразу. По мнению представителей Lianhua Supermarket Holdings, крупнейшего подразделения Shanghai Bailian, они превосходят западных конкурентов в том, что касается выбора товаров. Lianhua, в которую входят супермаркеты, гипермаркеты и “магазины около дома”, собирается также открывать магазины-дискаунтеры.

По словам Эдмунда Мака, директора по финансам пекинской сети супермаркетов Wumart Stores, компании удается успешно бороться с иностранными конкурентами за счет покупки или слияний с госпредприятиями. Это разрешено и иностранцам, но у Wumart более тесные связи с правительством, говорит Мак.

При этом китайцы не считают присутствие иностранцев угрозой. Наоборот, они благодарны им за помощь в развитии собственного бизнеса. По словам менеджеров Lianhua, благодаря созданию СП с Carrefour в 1995 г. сеть приобрела опыт в области продаж и маркетинга. Себе же в заслугу она ставит то, что помогла французам понять китайский рынок, (WSJ, 14.12.2004, Кирилл Корюкин)