Сколько тратит Россия: Не роскошь


Автомобиль – неотъемлемая составляющая советской триады благоденствия: “квартира – машина – дача”. Значимость личного транспорта предопределялась тем, что, даже имея средства, купить вожделенное авто было крайне затруднительно. Сейчас – другое дело.

Росстат разделяет расходы домохозяйств, связанные с транспортом, по следующим направлениям:

расходы на покупку транспортных средств;

расходы на эксплуатацию транспортных средств;

расходы на услуги пассажирского транспорта.

Сразу следует сказать, что в данной статье не будут анализироваться расходы на услуги общественного транспорта. Этому будет посвящен отдельный раздел исследования “Сколько тратит Россия”.

По данным ГИБДД РФ, на 1 января 2004 г. количество зарегистрированных в России автомобилей достигло 33,39 млн, из которых 23 млн – легковые. Прирост автомобильного парка России в 2003 г. составил 914 700 автомобилей.

В 2003 г. на покупку транспортных средств, по данным Росстата, домохозяйства затратили 261 млрд руб. – это 4,3% от всех потребительских расходов. На оплату услуг по ремонту транспортных средств домашние хозяйства потратили 24,3 млрд руб., или 0,4% совокупных потребительских расходов. Таковы официальные данные.

Деньги на импорт

С ростом доходов населения спрос не просто увеличивается в количественном выражении, а происходит его смещение в сторону более качественных автомобилей. В последнее время крайне востребованным товаром на российском рынке стали иномарки. По данным на июнь 2004 г., по сравнению с летом 2003 г. их сбыт (даже без учета Chevy-Niva) вырос почти вдвое и превысил 150 300 единиц. В результате прогноз на 2004 г. составляет 350 000 легковых импортных автомобилей, что будет означать годовой рост этого сегмента на 80% по сравнению с 2003 г. На покупку импортных автомобилей россияне уже тратят больше, чем на покупку отечественных.

Вот такой получился результат многолетней политики по защите отечественных товаропроизводителей.

За рубежом

По объемам расходов на покупку автомобилей Россия сильно отстает от европейских стран – по последним сравнимым официальным данным 1999 г. Затраты населения на покупку машин в Люксембурге (8,7%) фактически в три раза превосходили российские данные (3,1%), а среднеевропейский показатель (5,7%) выше российского почти в два раза.

Однако уже в 2002 г. российский показатель затрат на покупку машины вырос до 4,6%, что, правда, все равно меньше, чем показатели европейских стран даже в 1999 г. В России расходы на обслуживание и ремонт автомобилей составляют, по последним сравнимым официальным данным всего лишь 0,3% от всех потребительских расходов. Россия по этому показателю значительно уступала европейским странам. Идущие в конце списка Великобритания, Нидерланды, Швеция в три раза опережали Россию, а возглавляющий список Люксембург – в семь раз. Реальные цифры, как представляется, значительно выше.

Доля автомобилей, направляемых в ремонт, в России значительно больше, а доля затрачиваемых на оплату этого ремонта средств – существенно ниже по сравнению с другими странами. Кажущийся парадокс объясняется достаточно просто. Качество российских автомобилей таково, что без частого ремонта они просто не могут обходиться. Так уже сложилось со времен советской экономики, когда на ремонтоемкость техники обращали мало внимания. Большой парк подержанных иномарок также предопределяет большое количество обращений за ремонтом. Одновременно ремонт автомобилей является чуть ли не самым “затененным” сектором экономики. Вот и получается: ремонтируем много, а соответствующих расходов несем мало – по официальной статистике.

Оценка

По расчетам ФБК, реальные расходы населения на транспорт превышают официальный показатель в несколько раз. Суммарные расходы на покупку и обслуживание транспортных средств в 2003 г. составили по соответствующим статьям:

покупка автомобиля – 315 млрд руб.;

запасные части и принадлежности – 116 млрд руб.;

автоприцепы – 6 млрд руб.;

гаражи нестационарные – 2,3 млрд руб.;

платные стоянки – 35 млрд руб.;

бензин – 200 млрд руб.;

смазочные материалы и средства ухода – 7 млрд руб.;

эксплуатационное обслуживание и ремонт – 177 млрд руб.;

прочие виды обслуживания – 55 млрд руб.

Итого: 913,3 млрд руб., или около $31 млрд.

Расходы только на содержание машины составили 598,3 млрд руб., что в расчете на один автомобиль составляет 29915 руб., или чуть больше $1000 (затраты на покупку не учитывались, поскольку они не являются ежегодными и зависят от срока эксплуатации машины).

Таким образом, в общих годовых расходах на покупку и обслуживание транспортных средств затраты на покупку составляют всего лишь 34%.

В общей структуре затрат на содержание автомобиля наибольшая доля приходится на бензин – 33,4%, т. е. треть расходов. Немного меньше тратится на эксплуатационное обслуживание и ремонт – 29,6%.

В общем, на цифрах подтверждается то, что по жизни и так уже давно стало очевидным – содержать автомобиль дороже, чем его купить. К счастью, похоже, все большему числу россиян удается и то, и другое.