Персоны года по версии “Ведомостей”


ПОЛИТИК ГОДА

Некоторые проявляющие осведомленность бизнесмены рассказывают, что за несколько дней до аукциона по “Юганскнефтегазу” Сечин лично наведывался в здание РФФИ на Ленинском проспекте в Москве: справиться, все ли готово. Интересовался, видно, не зря: через неделю права на “Юганск” заявила “Роснефть”, чей совет директоров Сечин возглавляет с середины года. В этой истории осталось немало белых пятен. Кем были первоначальные покупатели “Юганскнефтегаза”, за которых оправдывался президент? Кто убедил “Газпром” помочь “Роснефти” расплатиться за “дочку” “ЮКОСа”? И откуда “Роснефть” возьмет оставшиеся деньги? Авторы проекта по разгрому “ЮКОСа”, как опытный режиссер-постановщик, предпочитают держать публику в неведении до самого конца спектакля.

Виктор Ющенко стал лидером украинской оппозиции не от хорошей жизни. Шесть с половиной лет он верой и правдой служил президенту Леониду Кучме – пять лет председателем правления Национального банка Украины и год с небольшим премьер-министром. В порыве лояльности премьер Ющенко, чистивший авгиевы конюшни своих предшественников, даже называл себя “сыном” Кучмы.

Но в апреле 2001 г. “отец” поступил со своим премьером, как Тарас Бульба с Андрием, который тоже пользовался благосклонностью Запада. Магнаты Донбасса были рассержены на Ющенко, заставившего их платить за электричество, и Кучма отправил его в отставку.

А меньше чем через год Ющенко вернулся в большую украинскую политику – уже в роли самого опасного оппонента режима. Сколоченная за три месяца до парламентских выборов “Наша Украина” в марте 2002 г. получила четверть голосов избирателей и сформировала самую большую фракцию в Раде.

В постсоветских республиках недружественная смена власти всегда чревата посадкой бывшего правителя и его ординарцев. Кучме и его команде пришлось срочно решать “проблему Ющенко”. Ставка была сделана на альянс с донецкими и сближение с Москвой. За год до президентских выборов в премьерское кресло был посажен донецкий губернатор Виктор Янукович, внешне напоминающий типичного совпартначальника эпохи застоя.

У нового премьера было и время на раскрутку, и все ресурсы управляемой украинской демократии – тотальный контроль над телевидением, финансовые ресурсы донецкого клана, контролирующего четверть украинской экономики, наконец материальная и моральная поддержка России, легко конвертируемая в победу на густонаселенном востоке и юге Украины. Именно русскоязычные избиратели привели 10 лет назад в президентский дворец Кучму. И хотя окружение Кучмы помогало Януковичу далеко не столь дружно, как хотелось бы премьеру, административный ресурс, имевшийся в его распоряжении, был куда мощнее, чем у соперника.

Ющенко действовал как лидер, а не как преемник, связанный тайным контрактом с действующей властью. Всему миру и активному меньшинству украинских избирателей, устроивших в Киеве оранжевый хэппенинг, Ющенко подал свою борьбу с Януковичем как схватку политика божьей милостью с безликим выдвиженцем “злочинной влады”.

У без пяти минут президента Украины впереди множество испытаний. Никто не знает, удастся ли Ющенко снять свою страну с транзитно-сырьевой иглы, уврачевать раскол между самостийным западом и малороссийским востоком, приблизиться к Европе, не порвав с Москвой. Но главное дело сделано: президентом еще одной постсоветской республики стал не престолонаследник, а избранник народа.

ПРОФЕССИОНАЛ ГОДА

“Из правдивых новостей остались только спортивные, да и те хочется поскорее забыть”. В год фиаско России на чемпионате Европы по футболу, провала на Олимпиаде и исторического разгрома нашей команды футбольной сборной Португалии единственной отрадой болельщика стали выступления наших теннисисток.

Шутка ли: в 2004 г. россиянки не только выиграли командный чемпионат мира по теннису Fed Cup, но и впервые в истории оказались на первом месте по числу индивидуальных побед на турнирах за сезон – 15 (у ближайших преследовательниц – американок – лишь 12 титулов). Среди прочих наши победили на четырех из пяти главных соревнований на планете. Анастасия Мыскина выиграла Открытый чемпионат Франции. Светлана Кузнецова – Открытый чемпионат США. А Марии Шараповой покорились сразу две вершины – Уимблдон и итоговый турнир года в Лос-Анджелесе, где встречались восемь сильнейших теннисисток мира.

И 2004 год стал годом Шараповой – школьница, начинавшая его на 32-м месте в списке сильнейших теннисисток мира ассоциации WTA, закончила его настоящей суперзвездой – на 4-м месте по количеству очков за победы в турнирах и на 1-м – по размерам полученных за год призовых ($2,506 млн). И в дополнение ко всем своим наградам получила титул “профессионал года” от “Ведомостей”.

17-летняя Шарапова демонстрирует не по годам зрелую игру и психологическую устойчивость. Так что если Машу минуют серьезные травмы, ее звезда будет сиять нам еще долго. И не только на теннисном небосклоне. Эффектную блондинку уже сейчас называют “второй Курниковой”, почти десятилетие олицетворявшей для Запада Россию. Но если Курниковой за свою карьеру так и не удалось ни разу выиграть ни одного турнира WTA в одиночном разряде, то у Шараповой за один только 2004 г. таких побед набралось семь. И этими семью победами дело наверняка не ограничится – так что в активе Шараповой не только красивые глаза.

Почти половину своей жизни Шарапова провела за пределами России – в основном в США, где и училась теннису. Но порывать со своей родиной и забывать о ней Маша не собирается. Пример тому призовой внедорожник Porsche Cayenne, который Шарапова получила за победу на турнире в Лос-Анджелесе и который пообещала пожертвовать на нужды пострадавших в Беслане.

В списке 15 сильнейших теннисисток мира 2004 г., составленном WTA, сразу семь россиянок. Шарапова и ее соотечественницы-чемпионки пришли в теннис около 10 лет назад – на волне популярности этого вида спорта, возникшей благодаря Борису Ельцину, “президенту-теннисисту”. Теперь былая мода начинает приносить плоды – количество переходит в качество. Сможем ли мы через 10 лет сказать спасибо Владимиру Путину хотя бы за наших горнолыжников?

ЧАСТНОЕ ЛИЦО ГОДА

Покупка Виктором Вексельбергом ювелирных изделий Карла Фаберже из коллекции Малькольма Форбса сделала российского предпринимателя не просто одним из крупнейших коллекционеров мира. В России совладелец компаний ТНК-BP  и “СУАЛ” добился высшей степени популярности: про Вексельберга и яйца Фаберже теперь рассказывают анекдоты.

Сделкой с наследниками Форбса русские в очередной раз шокировали весь мир. О том, что коллекция издателя журнала Forbes выставляется на аукцион Sotheby’s, стало известно в январе 2004 г. Торги были назначены на апрель. Но уже в феврале собиратели Фаберже, рассчитывавшие пополнить свои коллекции, были ошарашены известием: объявленный аукцион не состоится, поскольку покупатель из России скупил все оптом. В коллекции, которую приобрел Вексельберг, около 200 предметов, в том числе самое знаменитое изделие Фаберже – “Коронационное яйцо”, подаренное Николаем II супруге в 1897 г., а также первое и последнее императорские пасхальные яйца – “Курочка”, заказанное в 1885 г. Александром III для своей супруги Марии Федоровны, и “Орден Святого Георгия”, которое в 1916 г. также получила Мария Федоровна, но уже из рук своего сына Николая II.

Наследники Форбса надеялись выручить за коллекцию на аукционе не меньше $90 млн, а эксперты антикварного рынка оценили сделку с Вексельбергом в $100–150 млн – чтобы убедить организаторов аукциона и продавцов пойти на скандал и отменить назначенные торги, покупатель должен был предложить серьезную премию.

Сразу после объявления о сделке российские СМИ начали говорить о том, когда Вексельберг подарит свою коллекцию государству и в каком музее она будет выставлена. Вексельберг не стал комментировать эти предположения и улетел в Японию, пока шумиха не уляжется.

А весной коллекция прибыла-таки в Россию и отправилась в путешествие по российским городам – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Тюмень… И везде собирала ожидаемые толпы зрителей – Фаберже действительно был замечательным ювелиром. Убедился в этом и 15-летний сын Вексельберга, который, по словам промышленника, до того как увидел эти шедевры, обижался на отца – дескать, тот пожалел $3000 на карт сыну, но купил за $100 млн “какие-то яйца”.

В интервью “Ведомостям” Вексельберг рассказал, что решил купить Фаберже, чтобы “немножко нос утереть” западным бизнесменам и доказать, что российский бизнес уже достаточно зрел для того, чтобы думать об имидже своей страны. Интервью было в апреле 2004 г. Про рюмочную “Лондон” и “Байкалфинансгрупп” тогда никто не слышал.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ГОДА

В этом году сбылась давняя мечта Вагита Алекперова. Возглавляемая им нефтяная компания “ЛУКОЙЛ” создала альянс с американской ConocoPhillips. Этот альянс оказался возможен во многом благодаря Алекперову, который вовремя понял главное правило бизнеса в России эпохи Владимира Путина: на любой сделке заработать должно прежде всего государство.

Первые шаги к союзу с Conoco “лукойловцы” сделали еще в конце 90-х гг., но тогда переговорам помешало слияние американской компании с Phillips. Общение двух компаний возобновилось два года назад, а этим летом ConocoPhillips приобрела у правительства 7,59% акций “ЛУКОЙЛа” за $1,928 млрд. Примечательно, что американцы пришли в Россию в самый разгар “дела “ЮКОСа”. Наши бизнесмены тогда наперегонки вывозили заработанные капиталы за рубеж.

Дело тут не только в смелости ConocoPhillips, которая в отличие от других западных гигантов решила рискнуть деньгами ради дешевой российской нефти. Стараниями Вагита Алекперова “ЛУКОЙЛ” завоевал имидж компании, наладившей добрые отношения с властями и не боящейся будущего, по крайней мере ближайшего.

Именно “ЛУКОЙЛ” первым из нефтяных холдингов добровольно вернул недоплаченные налоги и пообещал впредь отказываться от любых оптимизаций. Покаявшись в “байконурской схеме”, “ЛУКОЙЛ” перечислил в бюджет чуть более $100 млн. Только сейчас стало понятно, насколько дешево отделался нефтяной гигант.

Именно Алекперов с готовностью откликается на любую просьбу властей – будь то инвестиции в дружбу с Уго Чавесом на $1 млрд или добровольное снижение цен на бензин. В другое время и в другой стране это восприняли бы как непростительное расточительство. В России образца 2004 г. такое поведение более чем уместно.

Зато владельцы “ЛУКОЙЛа”, крупнейший из которых – Алекперов, могут спать спокойно: их компании вряд ли стоит опасаться повторения судьбы “ЮКОСа”. Это ничего, что деньги от первой сделки с ConocoPhillips пошли в бюджет. Алекперов еще успеет заработать свое, ведь американцы объявили, что их цель – 20% “ЛУКОЙЛа”, а пока им удалось собрать лишь 10%. А может, в будущем компании объявят о слиянии и Алекперов еще станет акционером транснациональной нефтяной корпорации. Если, конечно, Кремль будет не против.

ЗАГАДКА ГОДА

Найти фото заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина, за исключением официальных, не легко. 44-летний секретарь президента не любит появляться на публике. Нашим журналистам только раз удалось застать его без бдительного присмотра кремлевской пресс-службы, но сеанс несанкционированного общения был недолгим. Оно и понятно: служба Сечина не терпит огласки. Бывшему специалисту по португальскому языку, который вот уже больше 10 лет неотступно следует за Владимиром Путиным, отвечает за главные отставки и назначения страны, гостайну, а также документооборот президента, она ни к чему.

Но признать серого кардинала Кремля самой загадочной персоной уходящего года мы решили не потому, что он старательно избегает публичности. Дело в том, что российские бизнесмены, обычно хорошо осведомленные о роли личности в истории, в случае с Сечиным демонстрируют информационную беспомощность. Одни называют его идеологом атаки на “ЮКОС” и главным действующим лицом нового нефтяного передела. Другие считают Сечина проводником чужой воли. Но и те, и другие единодушно признают, что без кремлевского кадровика “афера года”, по версии Андрея Илларионова, не состоялась бы.

Но опыт подсказывает: многие секреты современной российской действительности еще раскроются на наших глазах. Вспомним: до 1998 г. только узкий круг партнеров знал о существовании будущего губернатора Чукотки и владельца клуба “Челси” Романа Абрамовича; было время, когда фоторепортеры гонялись за основным владельцем “Сибнефти”, как за поп-звездой. Будем надеяться, роль Сечина и других фигурантов разгрома империи Михаила Ходорковского станет понятной раньше, чем об этом деле забудут.

ЖЕРТВА ГОДА

Назвать персоной года беззвестную жертву теракта мы решили потому, что на фоне бесланских событий все личные драмы меркнут.

Мы пережили самый чудовищный и гибельный теракт в нашей истории. Беслан не будет забыт никогда. Жестокость преступников останется за пределами человеческого понимания. Но вполне в человеческих силах оценить опыт и сделать выводы.

В отличие от катастрофического цунами, которым закончился тревожный 2004 г., террористические акты можно предотвращать. Их совершают люди, а не земная кора. Люди в Шри-Ланке, Индонезии, Таиланде, Индии, вероятно, могли бы спастись, если бы ученые дали им заранее соответствующее предупреждение. Но землетрясение все равно бы произошло – его нельзя предотвратить с помощью спецоперации.

В 2004 г. в России было проведено несколько красивых и успешных спецопераций. Был красиво назначен премьер, которого никто не угадал; в ответ на Беслан была эффектно проведена политическая реформа; был отнят “Юганск”. Спецоперация не удалась только там, где и должны, по идее, проводиться спецоперации, – в борьбе против террористов.

За 10 лет террора в России его жертвами стали тысячи людей. И не только те, кого уже нет с нами, но и те, кто пострадал от газа при захвате “Норд-Оста”, и те, кто был ранен, и те, кто видел это.

В отличие от слепой стихии террористы выбирают свои жертвы. Они выбирают детей, которые впервые переступают порог школы, беззащитных пациентов больницы, людей, спешащих утром в город на электричке или поезде метро, зрителей мюзикла. Их извращенное сознание не слепо. Чего нельзя сказать о тех, кому поручено обеспечивать безопасность граждан страны.

Власти несколько дней упорно объясняли одновременный взрыв двух самолетов, вылетевших из московского аэропорта “Домодедово”, техническими причинами. Взрыв на автобусной остановке на Каширском шоссе – хулиганством.

После трагедии в Нью-Йорке в 2001 г. лексикон Кремля пополнился термином “международный терроризм”, которым теперь все и объясняется. Это очень удобно. Ведь для победы над международным терроризмом требуется что-то огромное, всеобщее и всемирное. Под разговоры о всемирной угрозе легко забывается, что для борьбы с террористами нужны эффективные спецслужбы. Во-первых, нужна агентурная работа, позволяющая предотвращать террор. А во-вторых, нужен механизм быстрого реагирования, если предотвратить теракт не удалось.

Кардинальной реформы спецслужб естественно было ожидать после Беслана. Но вместо нее последовала политическая реформа. Вместо того чтобы “построить” спецслужбы, президент начал “строить” все общество.