“Кант” замахнулся на Adidas


Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) сообщила о возбуждении дела против ООО “Адидас” (российское подразделение германской Adidas-Salomon) 28 декабря прошлого года. Правда, чиновники ведомства отказывались рассказать о сути претензий к международной компании до рассмотрения дела на комиссии ФАС, назначенной на 19 января. Однако вчера группа компаний “Кант”, крупный продавец лыжного снаряжения, объявила, что ФАС возбудила дело по заявлению входящего в группу ООО “Пик-2”. Как рассказал “Ведомостям” заместитель генерального директора “Канта” по торговле Максим Виноградов, недовольство группы вызвало то, что в договоры со своими российскими дилерами, покупающими крепления для беговых лыж Salomon, “Адидас” включал пункт, запрещающий продажу аналогичных креплений других производителей. “Это противоречит российскому законодательству, учитывая, что Adidas и так занимает монопольное положение на этом рынке”, – утверждает Виноградов. В случае нарушения требований дилер должен выплатить неустойку в $50 000.

В то же время эти требования напрямую задевали интересы “Канта”, который с 2002 г. размещает на российских фабриках заказы на производство снаряжения для беговых лыж под собственным брэндом – Marpetti. В том числе и креплений всех существующих систем, включая SNS, аналогичных Salomon, но более дешевых. “Технология производства этих креплений не имеет патентной защиты ни в одной из стран бывшего СССР, в том числе и в России”, – уточняет Виноградов.

В мире, исключая Россию, в год продается около 1,3 млн пар беговых лыж. По данным “Канта”, российский рынок добавляет к ним еще 400 000–600 000 пар, являясь таким образом одним из крупнейших. По данным журнала “Лыжный мир”, Salomon со своими креплениями системы SNS занимает 65% рынка, еще около 32% приходится на крепления системы NNN норвежской компании Rottefella. И около 3% рынка занимают крепления 75 мм (знакомые большинству жителей России по советским лыжным ботинкам). В России у Salomon, по оценкам “Канта”, около 70% рынка креплений. При этом, по словам Виноградова, продажи креплений Marpetti в 2004 г. выросли на 100% и сейчас этот брэнд занимает более 5% российского рынка. По его мнению, ограничения в договорах Adidas были направлены именно против нового конкурента.

В немецкой штаб-квартире Adidas о претензиях ФАС знают, но комментировать свои дальнейшие действия отказались. В российском представительстве компании вчера также не стали комментировать конфликт, ссылаясь на то, что из-за рождественских и новогодних каникул не успели ознакомиться с документами ФАС.

Но сотрудники нескольких российских спортивных сетей подтвердили на условиях анонимности, что в типовой договор на зимний сезон 2004–2005 гг. Adidas включил требование отказаться от работы с другими производителями креплений SNS.

“Продукция “Канта”, по сути, является копией креплений Salomon, однако стоит дешевле, поэтому претензии Adidas понять можно”, – поделился с “Ведомостями” руководитель небольшой сети спортивных магазинов, попросивший не называть его имени в печати.

Георгий Кадыков, руководитель отдела зимнего инвентаря сети “Спортмастер”, заявил, что если российские официальные структуры подтвердят правомерность конкуренции двух производителей на рынке, то его компания может разместить на мощностях “Канта” заказ на производство креплений SNS под собственным брэндом. Патентный поверенный Вадим Усков считает, что Adidas не сможет запатентовать в России свои крепления, так как заявка на патент должна подаваться в течение шести месяцев с момента изобретения. Однако Adidas может предъявить “Канту” встречное обвинение в недобросовестной конкуренции. “Например, обычай делового оборота запрещает копировать чужую продукцию даже при отсутствии патента на нее”, – предположил Усков.