Надежда на иностранцев


Минтранс включил строительство платных автомобильных дорог в число приоритетов на ближайшие 10 лет. Законопроект о платных автотрассах внесен в правительство, но строить такие дороги чиновники решили, не дожидаясь его принятия. В начале декабря премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании к 2007 г. платной дороги от Москвы до аэропорта “Домодедово” стоимостью 2,6 млрд руб. А перед новогодними праздниками правительство поручило Росавтодору разработать предпроектную документацию для строительства скоростной автотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга, центральной кольцевой автодороги в Московской области и нового выхода на МКАД от магистрали М-1 “Беларусь” к северу от Одинцова.

Из 10-летней стратегии развития транспорта, утвержденной Минтрансом в конце декабря, следует, что стоимость автобана Москва – Санкт-Петербург составляет 180 млрд руб., а срок окупаемости проекта – 11 лет. Съезд на МКАД от трассы “Беларусь” обойдется в 6,3 млрд руб., а окупиться должен за семь лет. Стоимость и сроки окупаемости кольцевой дороги в Московской области еще не утверждены. Финансировать все три проекта по замыслу Минтранса должны и государство, и частный бизнес.

Замминистра транспорта Александр Мишарин месяц назад говорил, что частные инвесторы на дорогу между двумя российскими столицами уже есть и проект окупится, если трасса будет шестиполосной, а плата составит 600–800 руб. с машины. По словам близкого к Минтрансу источника, чиновники пытаются привлечь в проект западные инвестбанки и фонды. Представители министерства вчера отказались назвать своих визави.

Опыт строительства дорог в России имеет, например, Европейский банк реконструкции и развития: он с 1991 г. вложил в сектор $519 млн. По словам пресс-секретаря ЕБРР Ричарда Уоллиса, банк заинтересован в создании и платных трасс. По его данным, финансировать отвод на МКАД через Одинцово будет Европейский инвестиционный банк. Комментарии его представителей получить вчера не удалось.

Но проекты окупятся не так быстро, как планируют чиновники, считает директор департамента “ФБК-Консалтинг” Игорь Николаев. По его расчетам, чтобы вернуть в заданный срок деньги, вложенные в трассу Москва – Петербург, машины по всем ее полосам надо пускать каждые 5 секунд. При этом даже бесплатная трасса сейчас так не загружена, напоминает эксперт. На четырехполосной платной трассе интенсивность движения могла бы составить одну машину в 10–15 секунд, а на окупаемость такой проект выйдет через 25–30 лет, подсчитал Николаев.