Путин сменил проводника


Громкая отставка произошла 3 января – в этот день по распоряжению президента Илларионов лишился своих основных полномочий. С 1999 г. он был председателем Межведомственной комиссии по делам группы ведущих индустриальных государств (G7) и связям с представителями лидеров стран, входящих в “семерку”. В 2006 г. Россия впервые станет хозяйкой саммита. В ноябре прошлого года Путин доверил Илларионову должность зампреда оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в G8. Теперь готовиться к саммиту 2005 г. в шотландском Портшире и готовить саммит-2006 в России будет Шувалов – к нему перешли обязанности Илларионова.

Оба чиновника отказались от официальных комментариев. Источник в Кремле объяснил отстранение Илларионова тем, что последние полгода тот “игнорировал мероприятия по подготовке к “восьмерке” и не ходил на совещания”. Назначение Шувалова, по мнению чиновника, связано с тем, что он “опытный экономист”, имеющий “довольно широкий круг общения за рубежом”, и с учетом опыта работы в правительстве сможет скоординировать деятельность министерств при подготовке к саммиту-2006.

Шувалов стал седьмым по счету российским шерпой – так по имени проводников в Гималаях принято называть представителей президентов в G8. “Помимо профессионализма главное требование к шерпе – абсолютное доверие лидера государства”, – говорит бывший министр финансов Александр Лившиц, который сам занимал эту должность в 1996–1999 гг. В G7 “проводники”, как правило, не занимают высоких министерских постов, являясь сотрудниками аппарата президента. Регламенты их работы нигде не прописаны. Традиционно шерпы по согласованию со своими президентами формируют повестку саммита, составляют проект итогового коммюнике и меморандумы, участвуют в большинстве мероприятий объединения. Между собой они встречаются один раз в 2–3 месяца. “Только они присутствуют на встречах президентов G8 в узком составе, и только к ним могут обратиться президенты за последним советом”, – говорит шерпа в 1995–1996 гг., бывший министр экономики Евгений Ясин. Его экс-коллега по должности и представитель России в G8 в 1994 г. Александр Шохин отмечает, что полпред президента сводит воедино позиции МИДа и Минфина, доносит их до главы государства и “фактически является в G8 его alter ego”. Но ни один российский шерпа, по мнению Шохина, не пользовался полным доверием президента, а Путин к тому же предпочитает самые сложные и деликатные вопросы с G7 разрешать сам.

В конце декабря Илларионов раскритиковал позицию Кремля в преследовании “ЮКОСа”, его мнение по ратификации Киотского протокола также резко отличается от принятого в Кремле курса, напоминает Ясин. Чиновник администрации президента отрицает, что это стало поводом для сужения полномочий президентского советника. По мнению Шохина, замена полпреда вызвана подготовкой к саммиту 2006 г. На нем, говорит он, Россия впервые сможет активно воздействовать на повестку, а Илларионов, очевидно, для Запада уже не выражает точку зрения президента. “Путин вынужден был заменить его, чтобы придать какой-то вес позиции своего представителя в клубе шерпов”, – уверен Шохин. Радикально же, добавляет Лившиц, позиции России в G8 после проведенной рокировки не изменятся.

Чиновник Белого дома уверен, что окончательная отставка Илларионова неизбежна, но торопиться с ней власти не станут. Аналитики Goldman Sachs в своем обзоре, напротив, предрекают экономическому советнику скорую потерю должности. А вот Ясин убежден, что Илларионов еще долго будет влиять на экономическую политику. Он частично определял темп и содержание энергореформы, а идеи Илларионова о стабфонде, досрочном погашении внешнего долга и удвоении ВВП стали частью экономической политики правительства, напоминает эксперт. “Не думаю, что президент собрался избавиться от него совсем. Как источник идей он никому не мешает”, – считает Ясин.