Выбран аудитор ЦБ


Полномочия выбирать аудитора для ЦБ Национальный банковский совет (НБС) получил в 2002 г., до этого его назначала Госдума. Однако в декабре 2002 г. НБС не успел провести конкурс и продлил контракт с компанией “БДО Юникон”. Через год проверяющим годовую отчетность Банка России был выбран альянс “ПрайсвотерхаусКуперс Аудит” (PwC) и ФБК.

Число желающих провести аудит ЦБ за 2004 г. увеличилось, отмечает член НБС, депутат Анатолий Аксаков. Как и год назад, заявки подали “Эрнст энд Янг Внешаудит”, “БДО Юникон”, PwС совместно с ФБК, “РУФАУДИТ”, “Делойт и Туш СНГ”. А отказавшегося от участия в конкурсе “Интерком-Аудит” сменили сразу два претендента – “РСМ-Топ-Аудит” и “ФинЭкспертиза”.

Однако НБС повторил свой выбор, признав победителем PwC с ФБК. Почетное второе место, как и год назад, занял “БДО Юникон”.

PwC с ФБК предложили не только самую низкую цену, но и стали безоговорочными лидерами по соотношению цена – качество, рассказывает Аксаков. Впрочем, по словам источника в НБС, победа досталась им нелегко. Сначала конкурсная комиссия НБС изучает технические предложения претендентов, отбирает тройку лучших и лишь затем рассматривает финансовые предложения.

После анализа технических предложений лидировал “Делойт и Туш”, рассказывает источник в НБС. Однако компания запросила самую высокую цену за услуги и в результате замкнула тройку претендентов. Победить PwC и ФБК помогли именно самые скромные финансовые аппетиты: по словам нескольких источников, за свою работу они попросили менее $200 000.

“Заявки были сильными, а процесс отбора – объективным”, – считает член НБС, сенатор Глеб Фетисов. Как и в 2003 г., победители будут работать единой командой, без распределения обязанностей по частям или направлениям, говорит партнер ФБК Алексей Терехов. По его словам, компания стремилась, чтобы ее предложения в технической и финансовой части максимально соответствовали требованиям НБС. И если в 2003 г. за счет технической составляющей заявки аудитор заработал 60% баллов от общей оценки, то в этом году на нее приходится ровно половина.

В этом году рассматривается возможность публикации отчета аудиторов, рассказывает Аксаков. Впрочем, разговоры об этом идут не первый год, но представители ЦБ и аудиторы возражают, вспоминает источник в НБС.

Ни один ЦБ не раскрывает размер вознаграждения аудиторам и полный текст их заключения, убежден первый вице-президент ассоциации “Россия” Александр Хандруев, бывший первый зампред Банка России. По его мнению, от этого ЦБ не становится менее прозрачным: “Подлинная транспарентность – это ясность намерений и объяснение совершаемых регулятором действий, чего пока недостает”.