ЦИФРА НЕДЕЛИ: 490 млн руб. Отбились


Второму по величине российскому сотовому оператору – “ВымпелКому” удалось то, что до сих пор не удавалось никому из наших крупных публичных компаний, – практически без потерь вырваться из цепких лап налогового ведомства. Когда в начале декабря 2004 г. стало известно, что налоговики потребовали от компании доплатить за 2001 г. налогов и пеней на $157 млн, капитализация “ВымпелКома” обвалилась на 37%, индекс РТС рухнул на 13%. Параллели между “делом “ВымпелКома” и “делом “ЮКОСа” напрашивались сами собой, и аналитики и бизнесмены восприняли новую налоговую атаку как сигнал к бегству.

Поводов для волнения было достаточно – если бы налоговые инспектора применили тот же подход к 2002 и 2003 гг., общая сумма претензий могла бы возрасти до $1 млрд, что стало бы серьезным ударом для компании, чья выручка по итогам девяти месяцев

2004 г. составила $1,57 млрд. Однако последние дни 2004 г. принесли компании хорошие новости – после консультаций налоговой службы с Минфином размер налоговых претензий за 2002 г. оказался в 7,5 раза меньше, чем за предыдущий год, а главное – налоговики снизили размер претензий за 2001 г. в девять раз – до 489,9 млн руб. В компании еще не решили, будут ли оспаривать новые претензии или безропотно заплатят требуемую сумму. Однако в любом случае пересчитанный штраф неспособен поколебать финансовое положение компании.

Рынок откровенно сомневался, что компании удастся достаточно быстро и эффективно решить проблему с ФНС. Недаром же инвесторы в панике избавлялись от российских акций. Но дело “ЮКОСа” преподнесло бизнесменам всех мастей – от владельцев мелких фирм до акционеров крупных корпораций – скверный урок. По итогам налоговых проверок за 2001–2003 гг. нефтяная компания и ее “дочки” оказались должны в бюджет вдвое больше, чем иногда зарабатывали за год, – $27,5 млрд.

История “ВымпелКома” может оказаться прецедентом. Сотовому оператору удалось доказать правомерность используемой им схемы. Эта история может подарить российскому бизнесу надежду на справедливость. Ведь если в случае с “ЮКОСом” можно говорить об избирательном применении права, то в случае с “ВымпелКомом” кроме чьего-то желания “наказать” компанию и, возможно, также сыграть на курсе ее акций для предъявления столь значительных налоговых претензий не было оснований. Что и удалось доказать. Весь вопрос в том, станет ли эта история прецедентом. Или так и останется исключением, когда “система налоговых репрессий” дала случайный сбой.