Девелоперам стало тесно


Нижегородский бизнесмен Андрей Климентьев намерен открыть в Воронеже свой первый торговый центр “Европа” в конце 2005 г. Об этом “Ведомостям” сообщил сам Климентьев. Объем инвестиций в здание площадью 17 000 кв. м составит около $10 млн. Второй центр площадью 30 000 кв. м будет построен в середине 2006 г., говорит бизнесмен. В дальнейших планах Климентьева – строительство торгово-развлекательных центров и в других городах России и Украины. Решение развивать свой бизнес в других регионах он объяснил тем, что “все хорошие места в Нижнем Новгороде уже заняты”. К тому же в Нижнем у Климентьева “прохладные” отношения с мэрией. Уже второй год городские чиновники пытаются расторгнуть договор аренды помещения, где располагается принадлежащий Климентьеву супермаркет “Европа”. По этому договору магазин освобождался от арендной платы за муниципальное помещение, а мэрия получила 24,9% акций “Европы”. Судебная тяжба до сих пор продолжается.

А группа “Жанто” занимается оформлением участков земли в Воронеже, сообщил “Ведомостям” владелец холдинга Евгений Топтыгин. Также группа собирается строить торговые центры в Ульяновске, Самаре и на Украине – в Николаеве и Одессе. Общие инвестиции в строительство пяти торговых центров Топтыгин оценивает в $20 млн. Все торговые центры будут типичными 3–4-этажными площадью до 10 000 кв. м. По словам Топтыгина, уже ведутся переговоры с возможными якорными арендаторами.

“Сейчас в Нижнем Новгороде практически не осталось привлекательных площадок, поэтому группа решила обратить внимание на города России и страны ближнего зарубежья”, – отметил Топтыгин.

Заместитель мэра Воронежа Евгений Лямцев сообщил “Ведомостям”, что земля Климентьеву уже выделена, а “Жанто” предложено на выбор несколько участков. Лямцев отметил, что сейчас розничный рынок Воронежа активно развивается и к городу проявляют интерес такие крупные компании, как Metro и IKEA. Однако, как сообщают местные СМИ, Климентьев и в Воронеже уже столкнулся с протестами жителей, которые выступают против строительства, так как будущий торговый центр должен открыться на месте парка.

Нижегородские девелоперы и эксперты объясняют интерес местных инвесторов к другим городам тем, что наиболее привлекательные места для строительства в Нижнем уже заняты. “Во многих городах с населением более 500 000 человек конкуренция на потребительском рынке существенно меньше, чем в Нижнем Новгороде”, – добавляет директор нижегородского некоммерческого партнерства “Союз магазинов” Вадим Носов. А получить участок и начать строить в других городах гораздо легче, чем в Нижнем Новгороде, считает он.

У многих нижегородских компаний появились свободные средства, полагает директор строительной компании “Квартстрой-НН” Сергей Пэрн, и, “поскольку в Нижнем Новгороде хороших площадок практически не осталось, компании стремятся попасть и на другие рынки”.

А президент “Фонда развития города Нижнего Новгорода”, депутат гордумы Сергей Абышев говорит, что уход нижегородских компаний в другие регионы связан с позицией городских властей, которые создают барьеры компаниям при оформлении земельных участков. По его данным, среди 12 городов-миллионников Нижний Новгород последний в списке по рентабельности бизнеса. Например, средняя рентабельность торгового центра в Воронеже составляет около 35%, а в Нижнем Новгороде – 25–28%.

Сотрудник нижегородской строительной компании на условиях анонимности добавляет: “Препятствий для инвесторов администрация в открытую не чинит, но есть масса возможностей сделать так, чтобы какой-нибудь инвестор не получил землю”.