Не удержали


Год назад правительство и Центробанк праздновали первую крупную победу над инфляцией. В 2003 г. рост потребительских цен (12%) впервые удалось удержать в рамках запланированного. В 2004 г. власти думали вписаться в 8–10%-ную планку. Но уже за 11 месяцев с января по ноябрь инфляция достигла 10,5%. За 10 дней до конца года министр экономического развития Герман Греф предсказывал, что годовой рост цен составит 11,6%. По опубликованным вчера подсчетам Росстата, он оказался еще больше: в декабре инфляция составила 1,1%, а за 2004 г. – 11,7%.

Больше всего, как и в предыдущие годы, подскочила стоимость платных услуг населению (+17,7% против 23,5% в 2003 г.). Лидером здесь оказались коммунальщики – цены на услуги ЖКХ выросли на 23,5% (28,7%). Продукты питания подорожали на 12,3% (10,2%), а непродовольственные товары – на 7,4% (9,2%). Из продовольственной продукции быстрее всего дорожали мясо (19,6% против 8,9%) и хлеб (16,7% к 30,4%), а из остальных товаров – бензин (31,3% к 16,8%). Из всех товаров, цены на которые учитывает Росстат, за минувший год подешевела только телерадиопродукция (-1,5%).

Инфляция вырвалась бы и за 12%, если бы президент Владимир Путин в ноябре не сделал замечание нефтяникам по поводу высоких цен на бензин, считает старший экономист ОФГ Ярослав Лиссоволик. Уже в декабре ценники на АЗС показывали цену на 1,7% меньше, напоминает он. То же мясо в конце года подорожало на 2,8%, напоминает Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В 2003 г., несмотря на рост продаж мяса перед праздниками, цены на него подскочили только на 0,6%.

Нынешняя инфляция больнее всего бьет по беднейшему населению, констатируют эксперты. По подсчетам Белоусова, стоимость потребительской корзины для бедных выросла за 2004 г. на 13,5%. При этом, полагает экономист, если бы правительство справилось с ценами на хлеб, бензин и мясо, этого хватило бы для удержания средней инфляции в рамках 10,4%.

Причины роста цен лежат не в монетарной сфере, отмечает аналитик Внешторгбанка Николай Кащеев. “Стерилизовали мы все, что можно, – иронизирует эксперт. – Проблема в том, что из-за бурного роста цен на металлы и энергоносители заработала “инфляция издержек”. На этом фоне правительство придерживается излишне пассивной модели денежно-кредитной политики, когда рост инфляции зависит от крепости платежного баланса, добавляет Владислав Орешкин из “Державы”.

Рецепты экономистов – демонополизация региональных рынков и снижение налоговой нагрузки на нефтянку. Без конкуренции между разными игроками остановить рост цен на мясо не удастся, убежден Белоусов. Для нефтяников, кроме того, надо сократить налоги и активнее убеждать их снижать цены на бензин, говорит он. А рост цен на мясо, по мнению Лиссоволика, провоцирует система ограничений на его импорт: в 2003 г. правительство квотирует все поставки мясной продукции из-за рубежа.

По оценке ОФГ, инфляция в 2005 г. также превысит предельный запланированный уровень в 8,5% и достигнет 13%. Орешкин исходит из 10,4%, поскольку “никаких сдвигов в политике денежных властей не видно”. Белоусов, впрочем, полагает, что контроль за ценами на бензин, зерно и мясо позволит удержать инфляцию в рамках 9%, но скачок составит 10% в случае, если эти товары продолжат дорожать прежними темпами. “Амбициозные планы – это хорошо, но срыв [установленного] задания порождает сомнения, преодолевать которые стоит гораздо больших усилий [чем собственно сдерживать инфляцию]”, – резюмирует Лиссоволик.