НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Код Хаммера


Успеху одного человека по фамилии Хаммер помогало такое правило: все свои записи он всегда делал личным кодом, что исключало возможность их прочтения нежелательными лицами. Правда, звали его Арманд, а владел он компанией Occidental. Его однофамильцу Майклу Хаммеру книги принесли богатство и всемирную славу.

В 1990 г. Майкл Хаммер в статье для журнала Harvard Business Review провозгласил: первые три декады компьютерной революции мы занимались “асфальтированием коровьих лепешек”, потратив 30 лет на автоматизацию вчерашних процедур. После опубликования в 1993 г. книги Майкла Хаммера и Джеймса Чампи “Реинжиниринг корпорации” появились ее многочисленные продолжения, в том числе “Реинжиниринг менеджмента” Чампи и “Реинжиниринг революции” Хаммера.

В новой книге Майкл Хаммер, надышавшийся в свое время “пьянящим воздухом творчества и изобретательства, этим кембриджским духом времени”, кается за содеянное: “Один из моих (невольных) грехов, за который мне, вероятно, однажды придется ответить, состоит в том, что с моих книг начался бурный поток деловой литературы с “великими идеями”, который угрожает утопить не ожидавший такого нашествия мир; …я не утверждал, что реинжиниринг – это все, что нужно компании для победы над конкурентами”. По версии автора цель написания этой книги – осветить девять нарождающихся концепций бизнеса, использование которых позволит лучшим компаниям освоиться в нынешних неспокойных условиях. Все эти концепции обильно снабжены примерами из реальной практики бизнеса.

Среди этих тем-концепций явно прослеживается поучительная мысль о том, что “рабство клиентов закончилось, когда доступ к альтернативным предложениям других поставщиков стал удобным”; что клиенты поняли, что у них есть разные варианты получения товара и “есть достаточно сил, чтобы этими вариантами воспользоваться; что стоит лишь вывести на рынок новый продукт, как он тут же морально устаревает или его копируют, а в результате появляется множество сходных предложений и все труднее сохранить узнаваемые отличия своего продукта. Однако новый продукт Хаммера сохраняет свой код, потому что он предлагает “вариант корпоративной организации, где управление строится на процессуальном принципе и отсутствует жесткая организационная структура, [который] обеспечивает готовность к любому повороту событий, к движению в любом диктуемом обстоятельствами направлении”. Нам остается напомнить читателю, что процессный подход к управлению зародился в США в 60-е гг. прошлого века, а заодно привести высказывание Аристотеля Онассиса о том, что весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто.