КИНОАФИША: ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО КИНОПРОКАТА. Летающие кинжалы и неуправляемые заносы


“Дом летающих кинжалов” – фаворит оскаровской стычки за лучшую неанглоязычную картину (ему, конечно, еще надо пробиться в пятерку номинантов, которых объявят только 25 января, но он уже получил приз за режиссуру от американских критиков, причем обошел при этом все голливудские ленты 2004-го). Фильм сделан китайским киноклассиком Чжаном Имоу в стиле его предыдущей супербоевой сказки-мелодрамы “Герой”, а также в духе появившегося чуть раньше “Крадущегося тигра, невидимого дракона” другого мэтра – Энга Ли. Китайские дорогостоящие боевики отличаются от голливудских типа “Матрицы” уже тем, что не все делается на компьютере. Актеры на съемках действительно летают во время драк по воздуху, подвешенные на специальных тросах, а вот эти тросы потом стирают с помощью компьютера. Красиво до потери пульса.

“Окончательный монтаж”. Будущее в кино обычно предстает тоталитарным. Вот триллер (несколько, заметим, невнятно выстроенный) об очередном тоталитарном вывихе – обществе, где у каждого в голове микрочип. Этот микрочип записывает все, что видят глаза, чтобы специальный режиссер после смерти человека мог отобрать из его жизни наиприятнейшее и смонтировать из него короткий фильм для показа на похоронах. Но не все, оказывается, чипы фиксируют. И не все с чипами так безоблачно. Похоронного режиссера, вдруг открывающего ужасные истины, изображает Робин Уильямс, редко выходящий за рамки своего комического амплуа.

“Ночной продавец”. Отечественный фильм про маньяка, слетающего с катушек дождливыми ночами, заявлен как комедия. Но с отечественными фильмами случаются и не такие странности. Судя по всему, картина может оказаться небезынтересной, ведь произведена она компанией СТВ, возглавляемой Сергеем Сельяновым, которая, помимо прочего, выпускает все фильмы Рогожкина и Балабанова. Хорошо уже то, что в главной женской роли феноменальная Ингеборга Дапкунайте, которую, хотя она живет на Западе и успешно там снимается, неуклонно раз в год тянет в постсоветское кино, словно к месту первого преступления.

В прокате с 20 января.

“13-й район” – вот еще одна футуристическая штучка, на сей раз французская, спродюсированная Люком Бессоном. Фильмы Бессона-продюсера среди критиков принято ругать за их совсем уже откровенный коммерческий цинизм (который прощают американцам и, например, гонконгцам, но не европейцам). Но надо признать, что большинство бессоновских продукций не лишены хотя бы одной занятной идеи. В “13-м районе” дело в том, что Европа в своих демократических иллюзиях окончательно утратила контроль над преступностью и в Париже, например, есть несколько гетто, отделенных от остального города стеной типа Берлинской. Эти районы-гетто отданы на откуп бандам. Погонь, перестрелок и трупов – выше крыши (в прямом смысле: многие из них проходят на крышах Парижа).

“Рэй” – еще один фильм, до всех оскаровских номинаций считающийся фаворитом, поскольку успел получить в Америке массу призов, которые можно назвать (если проводить аналогию со спортом) “промежуточными финишами”. Кинобиография великого джазмена Рэя Чарлза. Наибольших похвал заслуживает исполнитель главной роли Джейми Фокс (пишется Foxx), которому прогнозируют одновременное выдвижение на “Оскар” за роль второго плана в фильме “Соучастник” (где он таксист, ставший заложником наемного садиста-убийцы Тома Круза).

“Полет Феникса” – приключенческий боевик про нефтяников, чей самолет грохнулся в монгольской пустыне, откуда выхода нет. Показы планируются в большом количестве кинотеатров. Смущает, что, хотя фильм выходит под эгидой студии XX Century Fox, актерским составом (где нет больших звезд) он напоминает продукцию категории Б. В Америке фильм собрал по тамошним меркам копейки, правда, сравнимые со сборами у нас “Ночного дозора”.

“Неуправляемый занос” – отечественная детективная мелодрама о перекрестье судеб и криминальных историй. Обнадеживает, что одну из основных ролей играет открытая недавно (и уже награжденная призами) Мария Звонарева из “Трио” и “Игр мотыльков”. Режиссер Георгий Шенгелия – редкий у нас режиссер с репутацией “крепкого профи”. Прошлые работы: “Менялы”, “Стрелец неприкаянный”, “Классик”, “Мусорщик”. Смущает, что о фильме ничего не было слышно заранее. Впрочем, активная PR-кампания, как мы все чаще видим в последнее время, вовсе не означает, что нам не подсовывают чушь.

“Зови меня Джинн” – как раз напротив – активно рекламируемый отечественный фильм, притом комический: про студента, у которого из банки с газировкой вылетел джинн, исполняющий желания. Занятно, что в главной роли режиссер “Бумера” (и выходящего вскоре “Бумера-2”) Петр Буслов. Смущает творческая история режиссера Ильи Хотиненко (не путать с его папой Хотиненко Владимиром), предыдущие картины которого были даже не маргинальными, а (выражаться, так уж крепко) дилетантскими.

Наконец, “2046” – один из самых ожидаемых арт-фильмов последних лет, работа культового гонконгца Вонга Кар-вая (“Чункингский экспресс”, “Любовное настроение” и пр.), которую еще никто в мире не видел после ее показов в прошлогоднем Канне. Там она понравилась прессе, но не завела главу жюри Квентина Тарантино. Ваш кинообозреватель видел каннскую версию – говорят, что расстроенный Кар-вай сильно ее перемонтировал. В любом случае этот фильм о мужчине и трех его женщинах (или это одна и та же женщина, которая меняет обличья в его мечтах и воспоминаниях?) смотреть и пересматривать надо – чтобы не ударить в грязь лицом, затесавшись в компанию знатоков.

В прокате с 27 января.