Монополия для аудиторов


В октябре 2003 г. правительство решило избавить Минфин от “избыточной” функции – регулирования бухгалтерской и аудиторской деятельности, передав ее саморегулируемым организациям (СРО). Тогдашний вице-премьер Борис Алешин говорил, что членство в СРО станет для компаний обязательным. Профобъединения должны были также аттестовывать индивидуальных аудиторов и компании. Минэкономразвития собиралось делегировать им и разработку стандартов аудиторской деятельности. А исключать недобросовестных коллег, по предложениям ведомства Германа Грефа, СРО могло только за доказанное судом нарушение профессиональных стандартов. Вдобавок Минэкономразвития предложило обязать аудиторов застраховать свою профответственность и уплачивать взносы в компенсационный фонд.

За минувший год эти предложения претерпели немалые изменения. Проект поправок в закон об аудиторской деятельности, который сегодня рассмотрит правительство и копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, не разрешает СРО разрабатывать стандарты аудиторской деятельности. Зато аудиторским союзам придется не реже чем раз в три года проверять своих членов, а в случае нарушений – исключать их без суда. Потеря членства в СРО автоматически означает запрет на право работы: по законопроекту, для работы аудитором нужно состоять в СРО, иметь аттестат и “безупречную деловую репутацию, подтвержденную рекомендациями не менее трех аудиторов”, уже состоящих в едином реестре аудиторов. Этот реестр будут вести СРО, а количество объединений – Минфин. Поправки предполагают, что каждый профессиональный союз будет крупным: в нем должно быть не меньше 3000 индивидуальных аудиторов либо 1500 аудиторских компаний. В предложениях годичной давности предполагалось установить лимит в 1000 и 500, соответственно.

Сейчас в стране порядка 30 000 аттестованных аудиторов. По статистике Минфина, лицензии на аудиторскую деятельность выданы примерно 6300 компаниям и 1400 индивидуальным аудиторам.

Крупные аудиторские компании довольны нынешней редакцией законопроекта. Сейчас на рынке полно мелких фирм, в которых не развита система внутреннего контроля и которые за демпинговые тарифы готовы подписать “любое” заключение, утверждает попросивший об анонимности аудитор из “большой четверки”. “Профессия аудитора девальвирована, а должна стать гораздо более уважаемой – чем-то вроде элитарного клуба, – поддерживает эту позицию партнер компании ФБК Алексей Терехов. – Очень правильно, что от самих аудиторов будет зависеть, кто в будущем получит право работы аудитором”.

По оценке крупных игроков, аудиторских объединений, удовлетворяющих критериям Минфина, будет не больше трех-четырех, а возможно, и одно-два. Возможная монополизация рынка бизнесменов не беспокоит. Сейчас объединений семь, а состоит в них 10–25% аудиторских компаний. Это многообразие, по мнению Терехова, “не позволяет обеспечивать надлежащий контроль качества”. “[В законопроекте] предложен сбалансированный механизм, – полагает замгендиректора БДО “Юникон” Александр Веренков. – С одной стороны, лицензий не будет и аудитом смогут заниматься все фирмы, соблюдающие [минимальные] правила, а с другой – СРО могут лишить этого права тех, кто не прошел их проверку”. Сокращение числа аудиторских компаний пойдет рынку только на пользу, считает Веренков.

Зато такая перспектива беспокоит более мелкие компании, которые далеко не могут тягаться по оборотам с “большой четверкой”. Если предложения Минфина будут утверждены, небольшие аудиторские фирмы будут подвергаться дискриминации, уверен попросивший об анонимности аудитор: ведь в законе нет закрытого списка причин, по которым СРО смогут исключать их из своих членов.

За время работы над законом концепция саморегулирования в стране изменилась, признает замдиректора департамента Минэкономразвития Церен Церенов. Но “отмена лицензирования – это уже шаг вперед”, считает он.