Наши машины подорожали


Заметнее всего поднял цены в новом году самый молодой из российских автозаводов – тольяттинское СП “GM-АвтоВАЗ”. Новый прайс-лист был принят советом директоров предприятия 10 декабря. С 1 января Chevrolet Niva в стандартной комплектации стоит почти 310 000 руб., а в комплектации “люкс” – 346 000 руб. Раньше машина продавалась за 285 000 руб. и 324 000 руб. соответственно, так что увеличение цены составило примерно 10%.

В декабре гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон Милонас напомнил, что в отличие от других автозаводов СП не повышало цен в течение года. Увеличение цены российских внедорожников американской марки он объяснил инфляцией и ростом цен на комплектующие, сырье и энергоносители. По словам гендиректора петербургской дилерской компании “Питер-Лада” Владислава Рыдаева, торговцы узнали о повышении цен на Chevrolet Niva в последних числах декабря. “Плохо, что Chevrolet Niva преодолела психологический барьер в 300 000 руб.”, – жалуется сотрудник тольяттинской дилерской компании “Марш”, ожидающий временного снижения спроса на эту модель “на 5–10%”. “Очень значительным” назвал повышение цен на Chevrolet Niva один из московских дилеров. “Теперь это не дешевая машина, за которой выстроится очередь”, – говорит он.

“АвтоВАЗ” с нового года тоже поднял цены, но лишь на 1,5%. По данным тольяттинского агентства Ladaonline, за прошлый год цены на “ВАЗы” выросли в среднем на 9,3% (для разных моделей этот показатель был различным). Заместитель гендиректора московской дилерской компании “Элекс-Полюс” Василий Цеханович называет другую цифру – 10–12%, но спрос на “ВАЗы” в Москве, по его словам, вырос за прошлый год не менее чем на 15%. “АвтоВАЗ” повышал цены в соответствии с ростом себестоимости машин, и рынок позволял ему это сделать, утверждает Цеханович.

На 5% выросли цены на весь модельный ряд Горьковского автозавода (ГАЗ). Как и представители других производителей, пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой объяснил подорожание инфляцией и ростом цен на металл. “Волги” по новым ценам поступят к дилерам лишь в феврале: до 17 января конвейеры ГАЗа стоят. По словам Лугового, несмотря на рост цен, завод планирует поднять производство в этом году до 240 000 автомобилей и машинокомплектов (по предварительным итогам, в минувшем году было выпущено 231 336 автомобилей и машинокомплектов).

Январь – август – период наибольшего спроса на авторынке, поэтому повышение цен на “Волги” пройдет безболезненно, считает замгендиректора компании “Нижегородец” (дилер ГАЗа) Cергей Лимонников. А топ-менеджер питерского дилера ГАЗа – Санкт-Петербургского авторемонтного завода № 2 вспомнил, что однажды ГАЗ уже повышал цены в Новый год на ту же величину и на продажах это никак не отразилось.

А вот входящий в группу “СОК” завод “ИжАвто” уже пообещал покупателям не поднимать цены до марта. Летом этот завод поднял цены на свои легковушки на 5–10%, и это привело к такому снижению спроса, что “ИжАвто” пришлось даже останавливать конвейер.

Опрошенные “Ведомостями” аналитики признают, что автозаводы вынуждены поднимать цены, чтобы компенсировать быстрый рост цен на металл. Металл подорожал в 2004 г. на 60–70%, а его доля в себестоимости продукции Волжского автозавода составляет около 50–60%, напоминает аналитик компании “Метрополь” Денис Нуштаев. По мнению аналитика компании “УралСиб” Вячеслава Смольянинова, “GM-АвтоВАЗ” может в 2005 г. позволить себе дальнейшее повышение цен. “В реальном выражении машина [Chevrolet Niva] даже подешевела, – говорит он, – при уровне инфляции 12% ее цена выросла только на 10%”. Нуштаев соглашается, что Chevrolet Niva может дорожать быстрее остальных отечественных машин, поскольку ее производителю нет нужды сохранять за ней имидж дешевого автомобиля.