Капитал испугался


Суммарная величина оттока частного капитала за 2004 г. оказалась в 1,5–2 раза ниже осенних прогнозов экономистов. После всплеска оттока капитала в середине года Центробанк и Минфин ожидали, что за год он составит в лучшем случае $12 млрд. Но по опубликованной вчера вечером оценке Центрального банка, за год отток достиг всего $7,8 млрд, что всего на $0,3 млрд меньше, чем в 2002 г. Это стало возможным за счет рекордного притока валюты в конце года, достигшего $10,3 млрд.

До минувшего года вывоз капитала частным сектором непрерывно сокращался начиная с 2001 г. и в 2003 г. достиг минимальной за российскую историю отметки в $1,9 млрд. Немногим более года назад экономисты МВФ прогнозировали, что вскоре частный сектор в России будет не вывозить, а экспортировать капитал.

Но этого не произошло. За II и III кварталы, согласно переоцененному Центробанком балансу, частный сектор экспортировал $14,2 млрд, а не $6,8 млрд, как ЦБ полагал раньше. Эта переоценка – “разочаровывающая, но не неожиданная новость, если принять во внимание возросшие политические риски”, отмечают в своей записке экономисты Brunswick UBS. В течение января – сентября 2004 г. отток только возрастал.

Последний квартал года сильно скрасил эту негативную тенденцию. Если бы не приток краткосрочного капитала в конце года по линии банков, ситуация была бы заметно иной, замечает экономист Челиндбанка Дмитрий Панов. Как и годом раньше, банки сократили свою валютную позицию на $2,4 млрд и привлекли за рубежом $6,2 млрд. В октябре – ноябре сразу два международных агентства повысили суверенный рейтинг России, напоминает Игорь Беляков из Экономической экспертной группы, “и те иностранные инвесторы, которые были связаны этим ограничением, но давно готовились вкладывать деньги в российские активы, немедленно отреагировали на него”.

Благодаря росту курса рубля к доллару привлекательность рублевых активов заметно выше, чем у валютных, отмечает предправления Оргрэсбанка Игорь Коган. “Раньше все хотели размещать средства на долларовых депозитах и брать кредиты в рублях, а теперь – ровно наоборот”, – говорит банкир. К тому же под конец года банки и компании могли репатриировать вывезенный капитал, чтобы улучшить свои годовые балансы, предполагает Коган. Тем не менее за весь 2004 г. банки привлекли всего лишь на $3 млрд больше средств, чем экспортировали, а в 2003 г. – на $10,3 млрд. Меньшую активность банков один из экспертов объясняет тем, что они “наиболее быстро среагировали на изменение политической ситуации”. Другой экономист предполагает, что до половины привлеченных банками средств могут составлять иностранные кредиты, которые российские банки “переадресовали” покупателям “Юганскнефтегаза”.

Нефинансовые компании и население, по оценке ЦБ, в IV квартале ввезли на рекордные $1,7 млрд больше средств, чем вывезли (до сих пор чистыми импортерами капитала были в основном банки). Их иностранные активы выросли всего на $3,5 млрд, в 2,5 раза меньше, чем год назад. Но впоследствии ЦБ может изменить оценку купленной населением валюты и статьи “чистые ошибки и пропуски”, предполагает Панов, тогда окажется, что отток был выше.