Магазин смешных ужасов


Историю создания фильма можно рассказывать в качестве поучительной притчи о том, что такое лучший российский кинопродюсер. Выпускник ВГИКа Валерий Рожнов ходил к Сергею Сельянову как упорный ученик к мудрому монаху. Приносил свои сценарии, любимые фильмы (раз своих еще не было) и долго доказывал, что ему можно доверить камеру и небольшой бюджет. Продюсер Сельянов дал добро, прочтя сюжет “Ночного продавца”, действие которого целиком умещается в магазинчике с вывеской “24 часа” – дешевле не придумаешь.

Фильм Рожнова любопытнее всего тем, что сделан по схеме, которой часто пользуются дебютанты во всем киномире, кроме как раз России. Именно в такие истории и влипают американские и европейские недотепы в малобюджетках амбициозных новичков, выучивших наизусть, как выбирал оружие Брюс Уиллис в “Криминальном чтиве”, но помнящих при этом и про то, что такое типический герой в типических обстоятельствах.

У Рожнова это нищий студент (Павел Баршак) на первой в жизни смене в ночном магазине: на прилавке затрепанный учебник, в глазах романтическая глупость.

Все остальные персонажи – из черного жанра с комическим уклоном. Быковатый хозяин (Вячеслав Разбегаев), его блудливая жена (очень смешная Ингеборга Дапкунайте в парике с кудряшками), нелепый сыщик с “Московским комсомольцем” под мышкой (Андрей Краско) и такой же нелепый маньяк с приветом Ганнибалу Лектеру: персонаж Виктора Сухорукова свежует своих жертв под музыку Чайковского.

Ворох цитат (начиная все с того же “Криминального чтива”) дополнен серией забавных камео с персонажами из самых известных русских картин последнего времени: дождливой ночью в магазинчик заглядывают то Константин Мурзенко в куртке Фашиста из “Брата”, то нервный Андрей Мерзликин, проезжавший мимо на “бумере” (тут за кадром, конечно, включается песня Шнурова “Никого не жалко”).

Сценарные фокусы с разделочными ножами, ключом от наручников и приключениями трупа, надо признать, придуманы отменно, так что вместо пересказа стоит просто заметить, что шутки такого рода наверняка понравятся тем, кто любит криминальные комедии Гая Ритчи. В общем, кино это много что и притом абсолютно откровенно напоминает.

Что хорошо – дебютант Валерий Рожнов не претендует на что-то большее, чем чистый жанр и развлечение публики. Все артисты работают с бенефисным азартом: как Дапкунайте закатывает глаза и грохается в обморок – залюбуешься.

Что плохо – в “Ночном продавце” при всех удачных затеях есть какая-то режиссерская робость, вряд ли объяснимая только дебютом. Когда в магазин заходит Мерзликин, прикативший на своем “бумере” из другого дебютного фильма, в симпатичную картину Валерия Рожнова вдруг физически ощутимо вторгается некая сила, отмечающая не только неравенство бандита и ночного продавца. Но также разницу между тем кино, которое обладает властью над зрителем, и тем, которому в этой власти почему-то отказано.