Слияние затягивается


Решение о слиянии производителя титана ВСМПО и его поставщика сырья – “Ависмы” было принято в марте, а в августе определились параметры предстоящего объединения: одна обыкновенная акция “Ависмы” будет обмениваться на две акции ВСМПО, а привилегированная – на одну. Все связанные с этим процедуры акционеры ВСМПО и “Ависмы” утвердили еще 21 сентября 2004 г. Слияние обе компании планировали завершить до конца прошлого года. А вчера ВСМПО объявило о завершении слияния. Как сообщило предприятие, 28 декабря акционеры ВСМПО и “Ависмы” утвердили переход на единую акцию. Новая компания будет называться “Корпорация “ВСМПО-Ависма”.

Но слияние компаний до сих пор не состоялось и рискует затянуться до II квартала. ВСМПО до сих пор не получило санкции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на поглощение “Ависмы”, несмотря на то, что обратилось туда более двух месяцев назад. Представитель ФАС говорит, что ведомство направило в ВСМПО запрос о предоставлении дополнительной информации и пока не получило на него ответ. “Теперь все зависит от самих компаний, от того, как быстро они смогут предоставить необходимую информацию”, – поясняет собеседник “Ведомостей”. А председатель совета директоров ВСМПО Вячеслав Брешт говорит, что ФАС затребовала раскрыть бенефициаров ВСМПО. “В конце прошлого года Минпромэнерго направило в службу письмо, в котором сообщило, что в целом одобряет слияние компаний, но рекомендует перед одобрением сделки попросить ВСМПО раскрыть конечных бенефициаров, – говорит Брешт. – Поскольку нам ФАС прислала запрос только 29 декабря, то до Нового года мы этого сделать не успели”. По его словам, это единственное препятствие для одобрения сделки. Впрочем, по его словам, ВСМПО и его крупнейший миноритарий – “Ренова” уже договорились раскрыть бенефициаров и сейчас готовят необходимые документы. “Мы ожидаем, что одобрение ФАС будет получено до конца января, но ликвидацию “Ависмы”, с точки зрения наших юристов, было бы удобнее оформить последним днем I квартала”, – говорит он. А сотрудник компании-акционера ВСМПО поясняет, что компании вошли в новый налоговый период как отдельные общества и продолжают раздельно платить налоги и вести бухгалтерские балансы. Поэтому, поясняет собеседник, до конца отчетного периода провести необходимые мероприятия по слиянию не удастся.

Партнер юридической фирмы “ЮСТ” Алексей Попов отмечает, что осуществлять слияние по окончании отчетного налогового периода удобнее. Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян говорит, что законодательных ограничений, мешающих компаниям совершить все необходимые мероприятия по слиянию в любое удобное время, нет. Но, отмечает он, при ликвидации предприятия, как правило, проводится налоговая проверка, которую удобнее проходить по истечении определенного налогового периода.

Сотрудник “Реновы” опасается, что затягивание слияния может негативно отразиться на планах объединенной компании провести в следующем году IPO. “То, что власти не спешат одобрять сделку, может обеспокоить инвесторов и негативно повлиять на стоимость акций [компании]”, – говорит он.

Аналитик “Тройки Диалог” Василий Николаев считает, что это техническая заминка. Он уверен, что если слияние завершится через три месяца, то это не повлияет на планы проведения IPO и не повлечет снижения интереса инвесторов к компании. Он отмечает, что для них более важны операционные показатели компании, а также уровень ее прозрачности, в то время как факт слияния компаний не являлся ключевым фактором роста стоимости акций компании.