Зона для избранных


На совещании в Новосибирске по информационным технологиям 11 января президент Владимир Путин потребовал от Минфина и Минэкономразвития ускорить согласование законопроекта об особых экономических зонах (ОЭЗ), чтобы к 1 марта внести документ на рассмотрение Госдумы.

По замыслу Минэкономразвития, в России должны появиться два типа зон – “технико-внедренческие”, на территории которых должны работать инновационные компании, и “промышленно-производственные”, где будет налажено серийное производство инновационной продукции. Законопроект на эту тему Минэкономразвития подготовило три года назад, но оно никак не могло согласовать список налоговых льгот с Минфином, который опасался, что зоны превратятся в налоговые офшоры.

Чтобы выполнить наказ Путина, Минфину и Минэкономразвития необходимо согласовать перечень льгот для участников ОЭЗ до конца января, говорит на условиях анонимности федеральный чиновник.

На совещании в Новосибирске министр экономического развития Герман Греф предложил снизить базовую ставку ЕСН для резидентов ОЭЗ с 26% до 14%. Как поясняет чиновник в одном из федеральных ведомств, министр имел в виду только участников технико-внедренческих зон, поскольку оплата труда составляет существенную часть расходов инновационных компаний. Зато компании, работающие в производственных зонах, смогут по замыслу Минэкономразвития платить налог на прибыль по ставке 6,5% – если региональные законодатели освободят резидентов “своих” зон от 17,5% налога на прибыль, которая поступает в бюджеты субъектов РФ. А участники “инновационных” зон смогут – с согласия региональных законодателей – платить налог на прибыль по ставке 20%. “Контролировать уплату налога на прибыль в производственных зонах гораздо легче”, – поясняет логику этих предложений чиновник.

Минфин пока не определился, можно ли поддержать эти инициативы Минэкономразвития, сказал “Ведомостям” замминистра финансов Сергей Шаталов. По его мнению, 14%-ную ставку ЕСН стоит сохранить лишь для зон, специализирующихся на развитии информационных технологий, но для этого в законе об ОЭЗ необходимо ввести еще один тип зон. Полное освобождение участников производственных зон от региональной части налога на прибыль возможно, по его мнению, лишь в том случае, если в законе об ОЭЗ “будет прописан механизм противодействия трансфертному ценообразованию”.

Превратить льготы, за которые ратует Минэкономразвития, в способ ухода от налогов почти невозможно, убеждены эксперты. “По ЕСН никаких уловок быть не может, ведь этот налог привязан к территориям, на которых проживают работники, так что никаких страховых схем общероссийского масштаба не получится”, – говорит партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. По его мнению, не грозят потерями казне и льготы по налогу на прибыль, правда при условии, что правительственные юристы качественно поработают над законом. А Илья Трунин из Института экономики переходного периода не ждет, что ОЭЗ помогут России сотворить экономическое чудо. “Бизнесу важнее снижение административных барьеров и устранение двойного толкования налогового законодательства органами госвласти”, – говорит Трунин.

Президент компании Cognitive Technologies, инвестирующей в технопарк в Черноголовке, Ольга Ускова соглашается, что налоговые послабления не являются самым важным моментом для инвесторов ОЭЗ. “Для нас гораздо важнее, чтобы зоны не использовались для ухода от налогов, а государство помогло нам в налаживании сбыта продукции, произведенной в рамках зоны”, – говорит Ускова.