ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Пономарев, председатель правления НП АТС


Чуть больше года назад – в ноябре 2003 г. – в России заработал свободный рынок электроэнергии. Правда, пока он охватывает далеко не всю территорию страны и существует параллельно с рынком регулируемым, где торговля ведется по ценам, которые устанавливает государство. По свободным ценам электричество можно покупать только в пределах европейской части страны и на Урале. Здесь энергокомпании имеют право продать 15% произведенной электроэнергии не по тарифу, а на рынке, по свободным ценам. А потребители могут купить до 30% необходимого им объема электричества. Сегодня примерное соотношение долей регулируемого и свободного секторов составляет 90% и 10%. И недавно председатель правления РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс объявил, что в нынешнем виде свободный рынок себя исчерпал. Действующую модель было решено изменить. И заниматься изменениями будет некоммерческое партнерство “Администратор торговой системы” (НП АТС). Что нужно менять и каким образом, “Ведомостям” рассказал председатель правления АТС Дмитрий Пономарев.

– Свободный рынок электроэнергии существует уже больше года. Как вы оцениваете итоги его работы?

– Если под свободным рынком понимать возможность покупать и продавать электроэнергию по свободным ценам в режиме на сутки вперед, то самое главное, что он состоялся как таковой. За 2004 г. оборот на нем составил $1,8 млрд.

Статистика по участникам рынка за год показала, что потребители электроэнергии сэкономили порядка 15% от ее стоимости, а ряд крупных поставщиков увеличил выработку более чем на 20%. Кроме этого произошла целая технологическая революция, связанная прежде всего с планированием производства и потребления электроэнергии.

– Рынок носит название “5–15”. То есть на нем может продаваться от 5% до 15% производимой в стране электроэнергии. Но довести объем торгов до 15% так и не удалось.

– Правильнее называть свободный сектор “15–30”, потому что генераторы могут продать на нем до 15% производимой электроэнергии, а потребители – покупать до 30% планового потребления. Реально сейчас мы приблизились к 10% от общего объема производства электроэнергии в ценовой зоне, которая охватывает центральную часть России и Урал. Я думаю, что к середине этого года мы преодолеем 12%-ный рубеж, хотя это никогда не было самоцелью. Главное – отработаны технологии и инструменты торгов, подготовлена к внедрению более совершенная модель рынка.

– Сейчас существует два рынка электроэнергии – свободный “5–15” и регулируемый (ранее – ФОРЭМ). И цена на свободном рынке ограничена своеобразным потолком – это регулируемый тариф. Ведь никто не станет покупать электричество дороже, если можно купить его по заранее известной, регулируемой цене. Получается, что “свободные” цены носят искусственный характер?

– Наличие ценового ориентира не означает отсутствие свободы. Регулируемый тариф выступает своего рода инструментом хеджирования рисков для участников, а возможность купить или продать дополнительный объем электроэнергии по свободной цене придает рынку гибкость.

– В конце 2004 г. и РАО “ЕЭС России”, и чиновники, и участники рынка – все заговорили о том, что существующий рынок хорош, он отлично себя зарекомендовал, но его роль исчерпана.

– Рынок в нынешнем виде изначально задумывался как переходная модель от полностью регулируемых отношений к частично либерализованным. Его основная задача состояла в том, чтобы на практике отработать новые механизмы планирования, торговли и учета электроэнергии. Мы организовали торги на сутки вперед, предоставили участникам возможность заключения прямых договоров, перешли на почасовое планирование. В течение года мы внимательно анализировали работу рынка и различных типов участников. Я думаю, что мы уже сделали все необходимые выводы и с этой точки зрения рынок действительно себя, если хотите, исчерпал. Теперь необходимо не только устранить выявленные пробелы, но и сделать следующий шаг вперед на пути к полной либерализации рынка и с точки зрения его географии, и с точки зрения объема, инструментов и видов товара.

– Какова будет новая модель рынка? В чем ее отличие от предыдущей, переходной?

– Вместо системы ежемесячного прикрепления в регулируемом секторе будет внедрена система долгосрочных двусторонних договоров, заключенных различными категориями потребителей. По сути, на основе установленного тарифа объем рынка будет оформлен долгосрочным (не менее года) договором, когда каждый потребитель будет прикреплен к нескольким поставщикам, и наоборот. Отклонения от договорных обязательств (объем электроэнергии, который не был запланирован поставщиком или потребителем в предыдущие сутки) будут торговаться уже по свободным ценам, в том числе на рынке на сутки вперед. Например, завод, имеющий по долгосрочному регулируемому договору обязательства купить в данный час, предположим, 100 единиц электроэнергии, будет иметь возможность как докупить недостающий объем, так и продать излишек энергии по свободным ценам. При этом обязательства по регулируемому двустороннему договору останутся неизменными. Одновременно планируется также ввести балансирующий рынок и рынок мощности.

– То есть ФОРЭМа как такового не останется в принципе?

– Строго говоря, прежний ФОРЭМ сейчас существует только в Сибири и на Дальнем Востоке. В новой модели принципиальным образом изменен даже тот регулируемый сектор, который действует сейчас в центральной части России и на Урале.

Важным признаком новой модели станет деление потребителей на три категории: энергоемкие, социально значимые и все остальные. Обязательным станет вывод всей генерации на оптовый рынок.

– Кто будет делить потребителей по категориям и по каким критериям?

– Государство задаст конкретные требования, а дальше оператор рынка отнесет того или иного потребителя к одной из трех категорий. Конкретные критерии сейчас разрабатываются.

– Когда начнется заключение таких договоров?

– Сейчас идет моделирование системы прикрепления. О первых результатах можно будет говорить не раньше марта. Собственно заключение договоров начнется только после утверждения соответствующей методики, что состоится, скорее всего, этой осенью.

– Кто будет определять стороны по договору?

– Этот процесс будет строго формализован и закреплен методологией ФСТ [Федеральной службы по тарифам] и регламентом АТС. Обратите внимание, что договоры имеют долгосрочный характер, планируется, что некоторые из них будут заключены на срок до трех лет. При этом модель узлового ценообразования на рынке на сутки вперед будет сохранена. Все это делает систему прикрепления и определения сторон чрезвычайно сложной, поэтому сейчас рано говорить о ее деталях, для нас важно обеспечить принцип недискриминационности и прозрачности. Система должна быть не только жизнеспособной, но прежде всего удобной и экономически эффективной.

– В РАО считают, что в новой модели рынка основную роль будут играть двусторонние договоры, а рынок, который мы называем “5–15”, останется, но будет играть вспомогательную роль – на нем будут торговаться планируемые отклонения от договоров. Кроме того, будет еще так называемый балансирующий рынок и рынок системных услуг. Насколько верна такая трактовка?

– Здесь очень просто запутаться в терминах. Будет несколько инструментов. Первый, который мы только что обсудили, – регулируемые двусторонние долгосрочные договоры, в которых будут зафиксированы обязательства участников на период от года. Цена договора будет рассчитана исходя из тарифов сторон. Если поставщику или потребителю требуется иной объем электроэнергии по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, он может его продать или купить только по свободной цене (на свободном рынке на сутки вперед, нынешний “5–15”).

Участники также смогут заключать нерегулируемые двусторонние договоры на любой срок по любой цене, а также работать на рынке “на сутки вперед”.

Балансирующий рынок заменит действующий сектор отклонений и будет осуществлять функции “тонкой” подстройки плановой загрузки и потребления участников практически в режиме реального времени. Этот рынок мы планируем запустить в конце 2005 г.

– Как будут соотноситься цены на рынке и в договорах?

– Мне сейчас трудно делать прогноз. Это зависит от качества составления уже упомянутой мною матрицы прикреплений.

– Предcедатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс рассказывал, что производители и потребители могут расторгнуть двусторонние договоры, если посчитают, что покупать электроэнергию на свободном рынке выгоднее. Но после этого регулируемый договор заключить уже будет нельзя. Почему?

– Новая модель – это более решительный шаг по пути либерализации. С каждым годом объем электроэнергии, перераспределяемый в рамках регулируемых договоров, должен снижаться. При наличии механизмов торговли недостающими или избыточными объемами лишение участника права перезаключать регулируемые договоры является прежде всего стимулом к развитию рыночных отношений. Именно в этом задача новой модели – от полностью регулируемых цен постепенно перейти на полностью нерегулируемые.

– Когда произойдет полная либерализация рынка?

– Теоретически по окончании самого продолжительного двустороннего договора. Пока их не планируется продлевать. Но сейчас трудно загадывать, что будет через два года, возможно, возникнут какие-то нюансы, что-то придется уточнять и дорабатывать.

– Договоры обязаны будут заключить только те, кто сейчас работает на ФОРЭМ. А что будет с теми потребителями и производителями, кто не смог стать участником оптового рынка?

– Поскольку планируется вывести всю генерацию на оптовый рынок, то будут сняты все нетехнологические ограничения по выводу потребителей на оптовый рынок. Им будет предоставлена реальная возможность выбрать, как работать, – через энергоснабжающую компанию или самостоятельно покупать электроэнергию на рынке. Уверен, что проблемы выхода на ФОРЭМ больше не будет.

– Но сейчас многие крупные потребители жалуются, что не могут выйти на свободный рынок – их туда просто не пускают АО-энерго, которые не хотят терять свои доходы.

– Действительно, это одна из важных и больших проблем. Для разрешения споров, связанных с выходом на свободный рынок, у нас была создана специальная комиссия. Она заседает два раза в месяц, и каждый раз там рассматриваются 8–10 дел. Чаще всего крупные потребители или сбытовые компании жалуются на АО-энерго, которые не согласовывают им документы, необходимые для выхода на рынок.

Основной экономической проблемой здесь является вопрос перекрестного субсидирования и выпадение доходов АО-энерго. В новой модели решение проблемы перекрестного субсидирования планируется поднять с регионального на федеральный уровень, поставив всех потребителей и производителей в одни условия.

– Какие существуют ограничения при выходе на рынок?

– Ограничения могут иметь только технологический характер. Это, во-первых, требования по присоединенной мощности (потребление электроэнергии оборудованием завода), а также оснащение системами коммерческого учета электроэнергии. Кроме этого необходимо выполнение всех юридических и финансовых требований, предъявляемых к участникам оптового рынка и отраженных в правилах рынка.

– Но потребители опасаются, что сложности останутся после “распаковки”, только тогда их на рынок не будут пускать те компании, которые останутся от АО-энерго, например гарантирующие поставщики.

– Любые опасения заслуживают внимания и обсуждения. Но мне кажется, что будет гораздо проще, чем сейчас. Правда, как будут определяться гарантирующие поставщики, какие у них будут права, окончательно пока не решено. Помните, у Достоевского: “Случалось ли вам просить взаймы, заранее зная, что вам не дадут?” Это для меня примерно функция гарантирующего поставщика: случалось ли вам поставлять электроэнергию, понимая, что вам не заплатят?

Смысл гарантирующего поставщика в том, что если тебе нужна электроэнергия, но ты не можешь за нее платить, то все равно некоторое время (непонятно какое) ты будешь ее получать от гарантирующего поставщика. А она не берется ниоткуда. Ее вырабатывают, и за это надо платить. Возникают финансовые риски, связанные с деятельностью гарантирующего поставщика. Это моя большая озабоченность. Я не понимаю пока, как сделать, чтобы через месяц-два после запуска этой модели не произошло повального банкротства гарантирующих поставщиков.

Поскольку задачей АТС является обеспечение недискриминационного участия всех субъектов, поэтому каждой жалобе мы будем уделять самое пристальное внимание.