Мир как супермаркет


Закомплексованный еврейский юноша Альберт (Джейсон Шварцман) приходит за помощью к людям, называющим себя “экзистенциальными детективами”. Это семейная пара немного за 60 (Дастин Хоффман и Лили Томлин). Они жизнерадостны, питают друг к другу страстные чувства и занимаются особым видом психотерапии, включающим в себя полную интеграцию в жизнь пациента. Детективы следят за ним на работе, на улице и в его собственной квартире. Довольно скоро они узнают, что их новый пациент Альберт Марковски, основавший экологическую компанию “Открытые пространства”, страдает от зависти к своему коллеге Брэду Стерну (Джуд Лоу) – удачливому красавцу с золотыми кудрями. Брэд становится навязчивой идеей Альберта, живым доказательством бессмысленности его жизни, а вскоре – и новым директором “Открытых пространств”.

Но это лишь завязка истории, в которой около 20 героев. В разные моменты в фильме появляются пожарный-эколог (Марк Уолберг), француженка с экстремальной жизненной философией (Изабель Юппер), родители Альберта, его школьная учительница литературы и другие персонажи.

Фильм режиссера Дэвида О. Рассела совершенно обескуражил американскую критику. Первое желание практически каждого зрителя после финальных титров – пересмотреть картину сначала. Больше всего абсурдистский стиль “Взломщиков сердец” напоминает работы Чарли Кауфмана (“Быть Джоном Малковичем”). Но если Кауфмана интересует прежде всего то, что происходит в его собственной голове, то задачи Дэвида О. Рассела шире.

В образах разных героев перед зрителем проходят практически все основные комплексы современного жителя мегаполиса. Комплекс красавицы, ценимой только за внешность (Наоми Уоттс), комплекс всеобщего любимца, уставшего улыбаться и очаровывать (Лоу), комплекс нелюбимого ребенка в семье (Шварцман), комплекс вины перед человечеством, комплекс неполноценности и т. д.

В финале, который можно назвать счастливым, Альберт обнаруживает, что он и Брэд суть одно и то же. Объединиться героям мешают исключительно их проблемы, которые одни пытаются решить излишней мрачностью, другие – излишней жизнерадостностью, третьи – поджогом чужого имущества, четвертые – маниакальной страстью к природе. Но, по Расселу, все эти особенности – лишь полочки на стеллажах гипермаркета “Хукабис”, пиаром которого занимается в начале фильма герой Джуда Лоу. С режиссером можно не согласиться, но никак нельзя отказать ему в остроумии и смелости. Весь построенный на отточенных, хорошо написанных диалогах фильм, что редкость для разговорного кино, еще и визуально решен невероятно изобретательно. И паззл, в который время от времени превращается экран, – характерная метафора для картины, в которой каждый зритель найдет себя. Другое дело, доставит ли это ему удовольствие.