Связь на черный день


Премьер-министр Михаил Фрадков подписал два постановления, регламентирующие работу операторов связи в чрезвычайных ситуациях, 31 декабря 2004 г. – буквально через неделю после землетрясения и последовавшего за ним разрушительного цунами в Индийском океане.

Согласно постановлению № 894, с 2008 г. все операторы России обязаны круглосуточно и бесплатно обеспечивать связь с экстренными службами по единому номеру 112. А постановление № 895 обязывает операторов в экстренных ситуациях практически отдавать свои сети в управление чиновникам Федерального агентства связи. Это ведомство при катастрофах должно координировать работу телекоммуникаций для приоритетных пользователей – силовиков, органов власти и служб спасения. Все остальные абоненты могут вовсе лишиться связи, если приоритетным пользователям не хватает линий связи или просто существует риск перегрузки сетей связи.

В МЧС не стали комментировать новый порядок работы телекоммуникационных операторов при катастрофах. Как пояснил советник министра по чрезвычайным ситуациям Виктор Бельцов, министерство является лишь одним из приоритетных пользователей, а всю работу должно контролировать Минсвязи. В Минсвязи “Ведомостям” сказали, что переход на номер 112 произойдет в рамках единого проекта, который должен завершиться к апрелю 2008 г.

А директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко уточнил, что поддержку номера 112 предусматривают обязательства привести в соответствие европейским стандартам национальную систему телефонных номеров, которые Россия взяла на себя при переговорах по вступлению в ВТО. Вскоре Россия должна сменить в качестве префикса междугородней связи “8” на “0”, и тогда привычные всем номера 01, 02 и 03 просто перестанут работать.

Представители сотовых операторов говорят, что они уже используют для связи с экстренными службами номер 112. Фактически использование номера 112 – спецификация стандарта GSM и его поддерживает все оборудование этого стандарта, говорит Роман Проколов, советник гендиректора Sonic Duo (оператора сети “МегаФон” в московском регионе). По его словам, дозвониться до 112 GSM-абоненты могут даже с телефона без SIM-карты. Проколов добавил, что в “МегаФоне” изучают возможность запуска сервисов по предупреждению абонентов о вероятных чрезвычайных ситуациях.

Начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов признает, что в России использованию номера чрезвычайной связи мешает неоднородность инфраструктуры диспетчерских экстренных служб. Например, говорит он, в Москве при звонке на 112 МТС соединяет со столичной службой спасения, которая не выезжает за пределы МКАД, – и поэтому в Подмосковье номер этой службы бесполезен.

По словам Нефедова, из постановления непонятно, как должны вести себя сотовые операторы при катастрофах. “Возможно, нам надо приоритетно обслуживать телефоны сотрудников спецслужб, – рассуждает он, – стандарт GSM имеет 15 уровней приоритета звонков, самый высокий из которых присвоен номеру 112. На практике МТС не использует другие приоритеты, но теоретически их можно подключить”. Он добавил, что в МТС ожидают разъяснения принципов нового положения для сотовых операторов.

А директор “ВымпелКома” по связям с общественностью Михаил Умаров говорит, что сотовые операторы и раньше сотрудничали с чрезвычайными службами в кризисных ситуациях точно так же, как предписано в новом постановлении. С ним соглашается аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. “И раньше при форс-мажоре операторы предоставляли свои ресурсы службам спасения”, – отмечает она. По мнению Саяпиной, непосредственным толчком к принятию новых положений послужила природная катастрофа в Индийском океане.

Эта же катастрофа помогла ратифицировать Тамперскую конвенцию – документ, разработанный еще в 1998 г. и призванный облегчить ввоз и использование телекоммуникационного оборудования в зонах стихийных бедствий. Лишь 8 января этого года конвенцию ратифицировали 30 государств, и документ вступил в силу.