Туристам вернут половину


Однако общая позиция такова: компании готовы отдать свою маржу и те деньги, которые получат от авиакомпаний за отмененные рейсы (около 50% стоимости тура). “Наша прибыль на новогодние заезды составила около 25% стоимости пакета, еще 25% возместят авиаперевозчики, остальное должны отельеры”, – утверждает гендиректор крупной московской туркомпании, участвовавший в совещании. Крупные российские авиакомпании готовы на эти траты. “Как только стало известно о трагедии, руководство компании дало указания принимать билеты обратно без штрафных санкций”, – говорит Ирина Данненберг, начальник пресс-службы “Аэрофлота”. В пятницу о своем намерении вернуть деньги также сообщила авиакомпания “Сибирь”. Оставшиеся 50% стоимости тура, которые составляет проживание в отеле, вернуть будет непросто. “Туроператоры не смогут в ближайшее время рассчитывать на возврат средств от пострадавших отелей”, – говорит Инна Бельтюкова, гендиректор компании “Капитал тур”. “Настаивать на этом просто неэтично, ведь многие отельеры потеряли не только значительную часть бизнеса, но и родных и близких”, – уточняет Янин из КонфОП. По словам Александра Синигибского, генерального представителя компании “Тез-тур”, владельцы пострадавших отелей предлагают туроператорам не деньги, а услуги по размещению туристов после восстановления отелей.

В пятницу представители 20 крупнейших российских туркомпаний совместно с руководством Российского союза туриндустрии (РСТ) и Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) обсуждали, как будут выплачивать компенсации туристам, отказавшимся от поездок в районы Юго-Восточной Азии, пострадавшие от цунами. По данным РСТ, только в столице от поездок в Таиланд, Шри-Ланку и на Мальдивы отказалось 4500 человек. Если московские операторы полностью выплатят им стоимость неиспользованных путевок, то, по данным туркомпаний, потеряют от $4 млн до $8 млн, что сопоставимо с убытками от кризиса 1998 г.

“Турфирмы договорились, что до середины следующей недели представят в РСТ информацию о механизме возврата денег клиентам”, – рассказал “Ведомостям” Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП.

В итоге, по оценкам участников рынка, время выплат составит от трех месяцев до одного года. Меньше всего придется ждать тем, кто согласится на замену тура, а дольше – тому, кто будет настаивать на 100%-ном возврате наличных, уплаченных за поездку, говорит Михаил Лапшин, гендиректор компании “Туринфо РФР”. Причем, по его словам, последний вариант будет возможен, когда найдутся желающие поехать в тот же регион, в восстановленные отели.

“Подобная схема соответствует российскому законодательству. Турфирма вправе перенести исполнение услуги на некоторый срок или предложить туристу размещение на другом курорте, в другом отеле”, — утверждает Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства “Персона Грата”. КонфОП также поддерживает туркомпании. “Требовать от компаний действий, которые могут привести к их разорению, мы не можем”, – отмечает Янин.

Российские власти, несколько дней назад объявившие о намерении добиться от туркомпаний возврата денег в полном объеме, теперь готовы войти в положение туристической индустрии. Валерий Драганов, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, заявил “Ведомостям”, что принятое турфирмами “решение достойно только уважения”. По его словам, если компании выплатят хотя бы часть средств, то “остальные [деньги] могут быть найдены из других источников”. Что это за источники, Драганов не уточнил, сказав только, что “они не будут бюджетными”. По его словам, Госдума не будет настаивать на применении административных мер к компаниям, не выплатившим 100%-ную компенсацию.