Бедные господа офицеры


С 1 января офицерам российской армии положена прибавка к денежному содержанию примерно в 770 руб., которая частично компенсирует инфляцию, частично – отмену бесплатного проезда в общественном транспорте. Однако даже с учетом этой прибавки зарплата российского лейтенанта зачастую оказывается меньше, чем у его коллег из стран ближнего зарубежья. Так, у лейтенанта – командира взвода невоюющей мотострелковой дивизии, дислоцированной на Северном Кавказе, по словам офицера Минобороны, денежное содержание составляет около 4500 руб. в месяц, или примерно $160. При этом, как рассказывает источник в Минобороны Казахстана, лейтенант – командир взвода в армии этой республики получает в среднем $220. По словам офицера Минобороны Белоруссии, содержание лейтенанта в белорусской армии тоже составляет примерно $220, а украинский офицер сообщил, что в армии его страны лейтенант получает около $150. С ростом звания оклады становятся ближе и, к примеру, полковник – командир полка в российской армии получает в среднем порядка $400, в то время как в казахстанской – около $370, а в белорусской – $450. При этом, говорит офицер центрального аппарата Минобороны, точные средние цифры установить трудно и иногда зарплата того же среднего лейтенанта зависит от того, какие надбавки ему назначит командир части.

Не меньше беспорядка и в центральном аппарате российского Минобороны. “Повышенные еще сентябрьским указом президента зарплаты в центральном аппарате так никто и не получал, не заплатили нам и компенсацию за проезд, и мы оплачиваем все это из своего кармана”, – сетует офицер. Повышение (пока же виртуальное) окладов центральному аппарату российского Минобороны тем не менее уже спровоцировало ропот в войсках, поскольку, например, начальник отдела в будущем все равно станет получать в 2–3 раза больше, чем строевой офицер того же звания, говорит собеседник “Ведомостей”. Министр обороны Сергей Иванов еще в ноябре предлагал поднять вслед за поднятием окладов территориалам гражданских федеральных ведомств и оклады строевым офицерам, однако в бюджете этого года средств на это не предусмотрено, говорит офицер Минобороны.

Иван Сафранчук из Центра оборонной информации говорит, что нельзя объяснить столь низкие в сравнении с соседями зарплаты российских военных тем, что российская армия гораздо больше, чем у соседей (около 1,1 млн человек, из которых офицеры – примерно 400 000). “Почему тогда в Китае, где армия втрое больше, а военный бюджет больше российского лишь в два раза, офицерские оклады больше российских, и при этом они закупают у российского ВПК оружия больше, чем наша армия?” – возмущается эксперт. По его мнению, ничем кроме как “недальновидностью военно-политического руководства” это объяснить невозможно. А руководитель лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цимбал полагает, что причиной является переизбыток старших офицеров (от майора до полковника) в российской армии, “а содержать повышенное количество старших офицеров сложнее, чем если бы была нормальная пропорция старших и младших [лейтенантов и капитанов] офицеров”. Поэтому лейтенантам платят так мало, кадровые офицеры (выпускники военных учебных заведений) массово увольняются и их не хватает даже частям постоянной готовности, где на младших офицерских должностях служат офицеры-двухгодичники (выпускники военных кафедр вузов), призыв которых растет из года в год, заключает эксперт.