Как стать стальным королем


Лакшми Миттал родился 54 года назад в индийской деревушке. Родители дали ему имя в честь индуистского бога фортуны и процветания. Но сначала фортуна улыбнулась его отцу: вскоре после рождения Лакшми тот перебрался в Калькутту, где начал заниматься металлами. В 70-е гг. он уже был сталелитейным магнатом.

В 1974 г. отец Миттала попросил сына завершить кое-какие сделки по покупке земли в Индонезии. Вместо этого Лакшми добился у отца разрешения на развертывание в этой стране собственного сталелитейного бизнеса.

В самом начале 90-х вопреки советам отца Миттал-младший купил в Мексике сталелитейный бизнес за $2 млрд. Его поступок стал причиной раздела семейного бизнеса: Миттал начал контролировать весь зарубежный бизнес, а его братья и отец сохранили контроль за бизнесом семьи в Индии. При этом раздел не повлиял на дружеские отношения в семье.

В то время как другие бизнесмены, занимающиеся сталелитейной промышленностью, вкладывали деньги в новейшее оборудование, Миттал вместе с женой, дочерью и сыном инвестировали в проекты, которые остальные считали тупиковыми. Сделав ставку на такие страны, как Румыния, Казахстан и Алжир, Миттал выиграл, вовремя сообразив, что менее развитым странам понадобится огромное количество низкопробной стали для строительства дорог и зданий, пришедших в негодность или разрушенных войной. Первом шагом на новом рынке стала покупка металлургического завода в Казахстане за $450 млн.

В 1995 г. Миттал собирает своих топ-менеджеров в Гамбурге и объявляет им о стоящей перед компанией цели: стать крупнейшим производителем стали в мире. На тот момент в мировом рейтинге компания Миттала занимала 32-е место. Через два года компания стала публичной, и акциями Ispat International NV стали торговать на Амстердамской и Нью-Йоркской биржах.

В конце 90-х мировой рынок стали оказался затоварен. Отчасти это объяснялось госсубсидиями местным производителям стали, что, в свою очередь, значительно снизило цены. Многие мелкие компании стали искать спасение в банкротстве. А акции Ispat сильно упали в цене, что заставило компанию уменьшить количество сделок по поглощению. Однако Миттал создал холдинговую компанию LNM Holdings, которая продолжала скупать заводы в отдаленных уголках земли. Новая компания на 100% принадлежала семье. Новые приобретения Миттал оплачивал из своих собственных средств и с помощью банковских кредитов. Семья Миттал использовала ослабление металлургической промышленности для скупки активов в Алжире, Южной Африке, в Центральной и Восточной Европе.

Кроме того, что Митталы требовали у правительств налоговых послаблений, они настаивали на продаже их компании месторождений угля и железной руды. Наличие таких активов значительно сократило расходы на поставки сырья из Бразилии и Австралии. Миттал выиграл тендер по продаже металлургического завода в Боснии, где соперниками выступили его собственные братья, которые до сих пор занимаются семейным бизнесом в Индии. Также в прошлом году Митталам удалось купить заводы в Польше и Македонии.

“В то время как металлургическая промышленность находилась в упадке, мы приобрели заводы мощностью в 15 млн т”, – говорит 28-летний сын Миттала Адитя Миттал, президент компании Mittal Steel.

В октябре прошлого года Ispat завершила первую часть сделки по поглощению американской International Steel Group стоимостью $4,5 млрд. Одновременно Ispat выкупила частную компанию семьи Миттал, и на их основе была создана Mittal Steel Corp. В ближайшее время Mittal Steel намерена завершить процесс поглощения ISG. Новая компания станет крупнейшим производителем стали в мире.

Некоторые аналитики и конкуренты Mittal Steel сомневаются в том, что компания сможет стать поставщиком стали для автопроизводителей, которым требуется высококачественная продукция. Сам Миттал уверен, что 70% выпускаемой стали на его заводах в скором времени будет высшего качества. В настоящее время Mittal производит лишь 40% высококачественной стали. По мнению гендиректора второй крупнейшей компании по производству стали Arcelor Гая Долла, “такого рода изменения потребуют очень больших затрат”. Но в Mittal уверены, что технологии, которые компания получила благодаря поглощению ISG, позволят им занять и эту нишу в металлургической промышленности.

Аналитики предупреждают, что многие страны бывшего соцлагеря, в которых Митталы активно скупали заводы, теперь являются членами Европейского союза. И согласно правилам ЕС, чтобы избежать перенасыщения рынка, эти страны обязаны ограничивать производственные мощности. В 2001 г. Митталам пришлось закрыть их завод в Ирландии, сославшись на то, что европейские правила мешают получать прибыль. Помимо раздутого в желтой прессе светского скандала, связанного с непристойно дорогой свадебной церемонией дочери на фоне увольнения ирландских рабочих, Миттал был замешан и в политическом скандале. В 2001 г. он сделал пожертвование в фонд лейбористской партии в размере $235 000, а месяц спустя премьер-министр Тони Блэр направил письмо премьер-министру Румынии, рекомендовав ему прислушаться к предложениям Mittal. Сам Лакшми Миттал заявил, что не просил Блэра писать письмо, но при этом решил прекратить пожертвования в фонд партии. (WSJ, 17.01.2005, Николай Борисов)