Китайцы дадут $6 млрд

Ведомости

Уже 31 декабря “Роснефть” расплатилась с государством за “Юганскнефтегаз” и в тот же день оформила права собственности на предприятие. По словам менеджера МДМ-банка, где находится счет приставов, деньги за “Юганск” поступили в конце декабря. Но до сих пор остается загадкой, кто одолжил “Роснефти” $9,35 млрд, чтобы та могла расплатиться. Топ-менеджеры западных банков утверждают, что не выдавали займа “Роснефти”, опасаясь преследований со стороны суда в Хьюстоне, запретившего проведение аукциона. Эксперты думали, что госкомпания могла взять в долг только у российских банков.

Возможно, очень скоро “Роснефть” сможет рассчитаться со своими кредиторами, а поможет ей в этом China National Petroleum Corporation (CNPC). Как сообщили “Ведомостям” сразу несколько чиновников Белого дома и Минпромэнерго, “Роснефть” договаривается с китайской корпорацией о кредите на $6 млрд.

Став собственницей “Юганскнефтегаза”, “Роснефть” получила возможность поставлять нефть в Китай вместо “ЮКОСа”. В 2003 г. тот поставил китайским CNPC и Sinopec 3,5 млн т нефти, добытой “Юганскнефтегазом”, по железной дороге и намеревался к 2006 г. довести объемы поставок до 15 млн т. Как рассказал “Ведомостям” источник в Минпромэнерго, в начале января глава министерства Виктор Христенко и президент “Роснефти” Сергей Богданчиков встречались в Пекине с руководством китайской госкомпании CNPC и китайскими чиновниками. По итогам этой встречи, утверждает источник, были подготовлены проекты межправительственных соглашений и контракта между “Роснефтью” и CNPC о поставках в Китай до 2010 г. 48,4 млн т нефти. По условиям этого контракта CNPC и должна предоставить “Роснефти” среднесрочный кредит на $6 млрд, обеспеченный поставками сырья. Информацию о подготовке контракта и кредите “Ведомостям” подтвердил правительственный чиновник. По его словам, куратором переговоров “Роснефти” и CNPC Кремль назначил Виктора Христенко. Другой чиновник Минпромэнерго добавляет, что подписание контракта между “Роснефтью” и CNPC – дело ближайшего времени.

В “Роснефти” и Минпромэнерго от официальных комментариев отказались. В российском офисе CNPC не стали обсуждать эту тему. Зато о контракте наслышаны в “ЮКОСе”. “По нашей информации, предоставление кредита “Роснефти” на $6 млрд – обязательное условие при подписании контракта на поставку в Китай российской нефти”, – заявил “Ведомостям” зампредправления “ЮКОСа” Александр Темерко.

Если сделка между CNPC и “Роснефтью” состоится, заем будет потрачен на рефинансирование кредитов, привлеченных госкомпанией на покупку “Юганска”, уверен руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Он ожидает, что в контракте будет прописана фиксированная цена на нефть в $25–30 за баррель. А один из чиновников утверждает, что именно цена была предметом разногласий с китайцами. По его словам, “Роснефть” предлагала записать в контракте формулу цены, увязанную с мировыми ценами на нефть.

Если сделка состоится, кредит “Роснефти” станет крупнейшим в российской корпоративной истории, отмечает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. Столько за прошлый год заняли зарубежом все российские банки. Менеджер крупного западного банка сожалеет, что “Роснефть” спешит занять у китайцев. “Западные кредиторы надеются обжаловать решение хьюстонского суда, запретившего кредитовать участников торгов по “Юганскнефтегазу, а потом прокредитовали бы “Роснефть”, – уверен банкир. Впрочем, его коллега из российского госбанка объясняет, что наши банки могли одолжить “Роснефти” только короткие деньги под высокие проценты, так как сумма была огромной. Гасить его требуется максимально быстро, а перезанять у западных банков сейчас нельзя. “Остаются китайцы. Они очень заинтересованы в поставках нефти из России, поэтому могут дать кредит на выгодных условиях”, – рассуждает Валерий Нестеров.

“Роснефть” могла бы выручить деньги, продав долю в “Юганскнефтегазе”. Источник, близкий к переговорам “Роснефти” и CNPC, утверждает, что сначала Виктор Христенко предлагал китайской компании залог под кредит 20% акций “Юганска” с возможностью последующего выкупа. Но CNPC настояла на том, чтобы гарантией стали поставки нефти. “Неудивительно, что китайцы отказались от акций “Юганскнефтегаза”, – считает Санакоев. По его мнению, CNPC заинтересовал бы пакет не менее 25% акций “Юганскнефтегаза”. По словам топ-менеджера индийской госкомпании ONGC, которого цитирует Dow Jones, “Роснефть” предлагает купить 15% акций “Юганскнефтегаза” и ONGC. По его словам, представители индийской корпорации дважды ездили в Россию обсуждать это предложение. В “Роснефти” не комментируют эту информацию.