Сотовые дилеры подросли


Прошедший год прошел для крупных сотовых дилеров под знаком региональной экспансии. “Рынок Москвы и Питера не вечный, поэтому дилеры двинулись в регионы”, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью “Связного” Анна Свердлова. По ее словам, “Связной” в этом году начал работать на Урале, в Поволжье, Южном федеральном округе и Татарстане.

“Евросеть”, по словам руководителя службы по связям с общественностью Татьяны Гуляевой, сейчас работает практически во всех регионах России. Кроме того, у компании есть два салона на Украине и один в Казахстане. DIXIS в этом году начал работать в 15 новых регионах.

При этом, по словам управляющего партнера группы компаний DIVIZION Павла Караулова, в прошедшем году не только выросло количество салонов сотовой связи, но и значительно изменился их внешний вид: “Раньше большинство из них были маленькими и тесными и были скорее похожи на киоск. Сейчас размеры салонов значительно увеличились, покупателям больше не приходится тесниться”.

В этом году, по мнению аналитика исследовательской группы IDC Саймона Бейкера, начнется реорганизация и консолидация менее крупных региональных дилерских сетей. В свою очередь, крупные сети наибольшее внимание сосредоточат на продвижении в небольшие города и поселки, отмечает Бейкер. Дилеры считают, что 2005 год пройдет под знаком борьбы между федеральными и региональными сетями. “Скорее всего, часть местных сетей не сможет конкурировать и уйдет с рынка, а часть будет куплена федералами, т. е. повторится сценарий развития компаний сотового рынка”, – считает руководитель PR-службы DIXIS Татьяна Москалева.

Также прошедший год был успешным для дилеров в части роста продаж сотовых телефонов. “По нашим данным, они выросли на 25% и всего в 2004 г. в России было продано 23–24 млн трубок”, – отмечает Караулов. Данные “Евросети” несколько отличаются: по их подсчетам, в прошлом году в России было продано 30,12 млн аппаратов. Во многом это объясняется тем, что люди стали чаще менять мобильный телефон.

“Если в начале 2004 г. средний срок владения трубкой составлял 18 месяцев, то теперь этот срок сократился до 12 месяцев, а в некоторых регионах до пяти месяцев”, – отмечает Караулов. “Сильно возрос интерес к новинкам: люди сейчас готовы к покупке не только второго, но и третьего аппарата”, – говорит Гуляева.

Тем не менее, отмечает Караулов, несмотря на хорошие темпы роста в 2004 г., сотовый рынок постепенно входит в фазу насыщения, что соответственно отразится и на продажах телефонов. По его оценке, темпы роста продаж трубок в 2005 г. снизятся до 7–10%. С Карауловым не согласен Бейкер из IDC: по его мнению, в 2005 г. рынок вырастет на 30%.

Грядущее сокращение темпов продаж сотовых телефонов для дилеров не новость. Именно поэтому большинство из них в прошедшем году решили расширить поле своей деятельности и начали помимо мобильных телефонов продавать цифровую электронику. Свой выбор дилеры объясняют тем, что цифровая техника – один из самых быстро растущих сегментов рынка. “Так, рынок цифровых фотоаппаратов в 2004 г. увеличился в 3,5 раза”, – говорит Гуляева. “Связной” даже открыл два специальных магазина в Москве – “Связной 3”, торгующих телефонами, MP3-плейерами, цифровыми фотоаппаратами, мини-компьютерами и другими устройствами. По словам Свердловой, компания будет развивать этот формат и в 2005 г. помимо обычных салонов связи открывать подобные магазины.

Кроме того, дилеры начали проявлять интерес к мобильному контенту. Сейчас и “Евросеть”, и “Связной”, и DIXIS активно занимаются продажей мелодий и игр для мобильных телефонов и собираются развивать это направление. “Например, сейчас человек может послать нам SMS-запрос об интересующей его модели телефона и в ответ он получит список наших салонов, где эта модель есть в наличии”, – говорит Свердлова.