Управляй стихией


Волна протеста начала захлестывать Россию 10 января. В Московской области пенсионеры перекрывали Ленинградское и Волоколамское шоссе, а в Санкт-Петербурге, где выступления были самыми массовыми (по данным организаторов – до 30 000 человек), – Невский проспект. Во многих российских городах льготники также перекрывают центральные улицы, пикетируют здания администраций и парламентов. Число протестующих разнится, но чаще всего в сообщениях информагентств и органов внутренних дел фигурируют цифры от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. В департаменте по охране общественного порядка МВД России “Ведомостям” не смогли представить статистику об общем количестве митингующих по стране. По подсчетам заместителя председателя “Яблока” Сергея Митрохина, в акциях протеста приняли участие до 100 000 человек.

Часто люди выходили протестовать стихийно, но многие акции были организованы оппозиционными партиями. Наиболее активна КПРФ: по официальным данным, коммунисты-зюгановцы организовали акции в 12 городах. Как рассказал “Ведомостям” председатель комиссии по рабочему и профсоюзному движению ЦК КПРФ Сергей Серегин, представители других партий обычно присоединяются к коммунистам. А самостоятельными организаторами акций, по его словам, выступали также Российская коммунистическая рабочая партия и Российская партия пенсионеров. “Но самая главная сила – сам ограбленный человек”, – уверен коммунист. По информации Серегина, до конца января акции протеста пройдут еще как минимум в двух десятках крупных городов, большинство из них готовит КПРФ.

Чаще всего к коммунистам присоединяется “Яблоко”. Представители этой партии, по словам Митрохина, принимали участие примерно в половине уже прошедших акций протеста. А 29 января “яблочники” собираются провести уже свою общероссийскую акцию – серию митингов около офисов “Единой России” с призывом к этой партии ответить за реформу.

На митингах заметны флаги и плакаты КПРФ, “Яблока” и других партий, но пока большинство “протестников” в целом аполитичны, констатирует замдиректора “Левада-Центра” Алексей Гражданкин. Тем не менее, не осознав масштаба грядущего протеста против монетизации, Кремль как минимум дал повод оппозиции громко заявить о себе, считает Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий.

После проигрыша на думских выборах-2003 оппозиционные партии избрали разную тактику выживания, напоминает Макаркин. “Яблоко” и коммунисты, согласовывая позиции между собой, принялись налаживать сотрудничество с правозащитниками, профсоюзами, ветеранскими организациями и т. п. И хотя их первые совместные акции – вроде протестов против незаконной застройки в столице – в течение 2004 г. были не слишком заметны, опыт совместных действий был отработан. “Структура была готова и благодаря недовольству монетизацией актуализировалась”, – говорит Макаркин. Теперь, когда пенсионеры выходят на улицу, впереди них идут коммунисты и “яблочники”.