Шохин снова в партии


Партбилет Шохин получил еще 3 августа 2004 г., рассказал “Ведомостям” один из функционеров “Единой России”. Шохин эту информацию подтвердил, но подчеркнул, что вступление в партию власти не связано с его личными политическими амбициями. “Я выступил своего рода мостиком между бизнесом и партией большинства – она должна знать о позиции бизнес-сообщества”, – объясняет он. Наличие у него партбилета, надеется Шохин, поможет предпринимателям “продвигать свои интересы в Госдуме и наладить диалог с властью”.

Своим первым партийным достижением Шохин считает договоренность с новыми соратниками о создании “экономической секции” в Общественной палате, куда должны войти “уважаемые” предприниматели.

“Единая Россия” – далеко не первый политический проект, в котором участвует Шохин, до 1991 г. состоявший в рядах КПСС. В 1993 г. он был избран в Госдуму по списку Партии российского единства и согласия, а в 1995 г. активно участвовал в создании новой партии власти “Наш дом – Россия” (НДР), по списку которой прошел в Думу второго созыва, где два года спустя возглавил фракцию НДР.

Мало кто из “единороссов” в курсе, что ряды их партии пополнились руководителем одного из крупнейших российских инвестбанков. “Надо же! Какое счастье! А мы и не знали!” – изумился председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. По его мнению, опыт Шохина, который в 1991–1992 гг. был министром труда, будет партии “очень кстати” на фоне проведения непопулярных социальных реформ.

А высокопоставленный функционер Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) возмущен поступком Шохина. “Люди, которые занимаются бизнесом, не должны лезть в политику: они начинают давать деньги политическим партиям, а потом выясняется, что [все] бизнесмены виноваты в действиях политиков”, – говорит он.

В 2002–2004 гг. Шохин входил в бюро правления РСПП, а летом прошлого года возглавил координационный совет трех предпринимательских объединений – РСПП, “Деловой России” и “ОПОРы”. Другой функционер РСПП убежден, что, если бы Шохин не вступил в “Единую Россию”, Кремль не одобрил бы его назначение председателем совета. “Такое условие продиктовал [замглавы администрации президента Владислав] Сурков, – рассказывает бизнесмен. – [Шохину] пришлось подчиниться”.

Шохин признает, что обсуждал создание координационного совета с Сурковым, но никаких условий об обязательном членстве в партии ему “никто не ставил”. Вступить в партию Шохин, по его словам, решил самостоятельно, проконсультировавшись с лидером “единороссов” Борисом Грызловым и коллегами по бизнес-союзам.

Командировка Шохина в “Единую Россию” – часть замысла Кремля по созданию в партии праволиберального крыла, которое мог бы возглавить этот опытный политик, полагает источник в РСПП. Партия власти может трансформироваться в две партии по аналогии с “американскими республиканцами и демократами” и Шохин “с такими людьми, как [председатель комитета Госдумы по собственности Виктор] Плескачевский и [вице-премьер Александр] Жуков, мог бы консолидировать либеральное крыло”, соглашается первый вице-президент “Ренессанс Капитала” Игорь Юргенс.

Замысла раздробить “Единую Россию” в Кремле нет, возражает чиновник президентской администрации. “Партия останется монолитной, но с приходом Шохина наверняка усилит свои позиции среде правого электората”, – объясняет он.

Но то, что Шохин не афишировал свое вступление в партию, заставляет экспертов усомниться в этой версии. Эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин думает, что в “Единой России” Шохин сосредоточится на защите интересов бизнес-сообщества. А зампред правления МДМ-банка Алексей Панферов усматривает в поступке Шохина стремление “Ренессанса” усилить свои лоббистские возможности в правительстве. “Работа инвестбанкира подразумевает нейтралитет ко всем политическим партиям”, – говорит Панферов.