В монетизации нашли крайних


Чаще всего участники митингов требовали вернуть им бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы снять напряженность в регионах, правительство предложило губернаторам схему совместного финансирования льготного проезда. Вчера на селекторном совещании с региональными чиновниками ее озвучили Кудрин и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.

Каждому региону предлагается заключить с центром соглашение, по которому территория обязуется ввести на своей территории единый социальный проездной билет для федеральных и региональных льготников. Этот проездной должен быть не дороже, чем размер самой низкой для этого региона денежной компенсации. Отправив в центр информацию о том, сколько льготников выкупили свои проездные по итогам квартала, региональные администрации могут рассчитывать на 30%-ную компенсацию их стоимости из федерального бюджета. Те регионы, кто сохранил бесплатный проезд в натуральной форме, на компенсацию претендовать не смогут.

По словам Кудрина, на транспортную компенсацию из федерального бюджета потребуется от 3,5 до 5 млрд руб. в год. Министр рассчитывает, что регионы успеют напечатать проездные и продать их льготникам до 15 февраля, а до этого рекомендует местным властям сохранить бесплатный проезд.

“Мы рады этой поддержке, но остается главная проблема – обычные пенсионеры, которых просто “выкинули” из системы поддержки [при монетизации льгот]”, – сетует замглавы администрации Краснодарского края Александр Ремезков. По его словам, в области 500 000 пенсионеров, которые не относятся ни к какой льготной категории, но до 2005 г. пользовались бесплатным проездом. Министр промышленности Виктор Христенко вчера заметил, что недовольство именно этой категории бывших льготников – движущая сила массовых акций протеста.

Кудрин посоветовал регионам сохранить льготный проезд для таких пенсионеров. “Раз это стало поводом для беспокойства – это нужно сделать, – сказал министр. – Если в регионе большое количество пенсионеров, которые не попали в список льготников, получается, что в отношении них регионы должны что-то решить особо: либо в виде исключения сохранить льготу, либо монетизировать”. “Получается, что пенсионеров просто сбросили на регионы, у которых денег нет – выкручивайтесь как хотите”, – возмущается Ремезков. По его наблюдениям, пенсионеры, потерявшие право на бесплатный проезд, действительно становятся наиболее активными участниками митингов.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский прогнозирует, что в его городе транспортной льготой воспользуются около 400 000 пенсионеров, при этом из бюджета выпадет около 1,5 млрд руб. Но, по его словам, Петербург намерен просить у федерального правительства компенсировать выпадающие доходы на 60% – пропорционально количеству льготников, компенсации которым должен выплачивать центр.

Зато правительственная инициатива может обрадовать транспортников. Заместитель министра транспорта Сергей Аристов считает, что давно пора платить транспортным предприятиям “по справедливому тарифу” и “живыми деньгами”. По его данным, в прошлом году в среднем 60% автобусных поездок пришлось на льготников, а в некоторых регионах эта цифра достигала 80–90%. А поскольку муниципалитеты платили за льготные перевозки нерегулярно, тем “скоро” могло оказаться “не на чем ездить”, заключил Аристов. Правда Андрей Деркач, экс-руководитель управления горэлектротранспорта и метрополитена Минтранса, уверен, что транспортники лукавят. В транспортных тарифах заложено перекрестное субсидирование: за льготников платят те, кто льгот не имеет, и тарифы для них завышены по сравнению с реальной себестоимостью, объясняет Деркач. По его расчетам, себестоимость перевозки составляет не более 40% от платы за проезд, поэтому при отмене натуральных льгот муниципалитеты должны были снизить тарифы на оплату проезда.