В зоне риска


За последние три года курс доллара по отношению к корзине валют торговых партнеров США снизился на 16%. Теоретически это должно привести к росту конкурентоспособности американской продукции на мировых рынках и, как следствие, повлечь за собой рост американской экономики и занятости.

Но все больше экспертов предупреждают, что растущий дефицит госбюджета США плюс увеличение дефицита платежного баланса способны вызвать кризис и тогда доллар станет падать еще стремительнее, процентные ставки устремятся вверх и национальной экономике придется туго.

В истории международной экономики подобных примеров много. Только за последнее десятилетие более чем в 10 странах, например в Мексике или Таиланде, падение национальной валюты привело к тому, что экономический рост сменился глубокой рецессией.

Если сравнивать состояние американской экономики с недавними экономическими кризисами в других странах, то выходит, что пока экономике США кризис не грозит. Однако полностью исключить такую возможность нельзя.

Экономисты Брэд Сетцер и Нуриэль Рубини из New-York University выделили несколько факторов, которые присутствовали в экономических кризисах на развивающихся рынках за последние 10 лет: начиная с мексиканского кризиса в 1994 г. до кризиса 2002 г. в Бразилии. Главные из них – большие дефициты госбюджета или торгового баланса, финансирование этих дефицитов за счет иностранного спекулятивного капитала, который обычно покидает страну так же стремительно, как и приходит, и неопределенность политической ситуации.

По мнению Рубини, некоторые из этих факторов присутствуют и в США: огромный дефицит госбюджета (4,5% ВВП в 2004 г.) и счета текущих операций (5,6% ВВП) (при отсутствии ясного решения этой проблемы) и все более широкое использование краткосрочного зарубежного капитала для их финансирования. “Развивающаяся экономика средних размеров с такими дефицитами давно бы уже пошла ко дну”, – говорит Рубини. США выживают за счет того, что имеют возможность получать кредиты в национальной, а не в иностранной валюте, и поэтому не страдают от снижения курса доллара. “Запас прочности у нас еще есть”, – говорит эксперт. Но зависимость экономики США от краткосрочного капитала из-за рубежа становится, по его словам, “все более угрожающей”.

Правда, по сравнению с другими странами у США есть одно преимущество: страна играет слишком заметную роль в мировой экономике, чтобы остальные игроки на рынке могли пассивно наблюдать за падением американской валюты. Именно поэтому многие страны пытаются подставить доллару свое плечо. У Китая большое положительное сальдо в торговле с США. По всем законам китайский юань должен был бы укрепляться по отношению к доллару. Во избежание этого Китай вкладывает миллиарды долларов в гособлигации США. На ноябрь 2004 г., Пекин купил их на $191 млрд. Тем самым Пекин поддерживает своих экспортеров, а Федеральная резервная система может поддерживать процентные ставки на низком уровне.

У этой медали есть и оборотная сторона. В последние годы США слишком увлеклись продажей гособлигаций и иных ценных бумаг центробанкам других стран. Если в 1978 г., когда доллар тоже снизился на 16% относительно других валют, чистые иностранные активы США составляли 9% ВВП, то сейчас уже чистые иностранные пассивы достигли 25% ВВП. Иностранцы владеют 40% всех казначейских облигаций США.

В истории еще не было случаев, когда крупная экономика так много задолжала бы остальному миру, отмечает Барри Айхенгрин, специалист по экономической истории из калифорнийского университета Беркли. Тимоти Гайтнер, президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, предлагает смотреть на проблему шире: “Сегодня мы значительно сильнее зависим от доверия мировых рынков к экономической политике США”. (WSJ, 18.01.2005, Екатерина Кудашкина)