НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Сны из Китая


Эта книга предполагает как минимум два подхода. Внешний, по которому “Китайский стиль” есть добротный искусствоведческий альбом, где внятно изложено (и показано) китайское влияние на европейское искусство. И внутренний, где перед читателем разворачивается история великолепной иллюзии, под властью которой Европа жила семь с лишним столетий.

Со времен Марко Поло в Европе ценился китайский фарфор и лаковая миниатюра. Торговцы, как могли, вывозили из закрытой Поднебесной лучшие экземпляры. Поскольку аутентичных образцов на всех не хватало, европейские художники наловчились имитировать китайскую роспись, а ткачи – китайскую вышивку. И вскоре можно было говорить о стилистическом направлении, которое возникло сперва в рамках барокко, а потом плавно вписалось и в рококо.

Шинуазри – так назывался этот стиль.

В Европе стали появляться беседки и “дворцы уединения”, имитирующие китайские пагоды. Трианон в Версале, например, или Речной павильон в Царском Селе. Было принято обивать кабинеты и спальни шелком, где вышивали силуэты расслабленных китайцев – или неведомых птах на ветках сливы. Хорошим вкусом считалась практика лаковой миниатюры собственными силами – а также иметь коллекцию фарфора на китайскую тему. Наконец, в стиле шинуазри были преобразованы регулярные парки с классицистической геометрической планировкой. Усилиями ландшафтных, говоря по-нашему, дизайнеров тут возникли водопады и заводи, деревянные мостики и тропинки.

Лучшие образцы китайского стиля нередко попадали “на родину”. В 1745 г. комплект “китайских” шпалер был подарен Людовиком XV императору Цянлуню. Однако до конца своих дней император считал, что на шпалерах изображены сцены из французской жизни. И был прав.

История китайского стиля – это история европейской мечты о волшебном Китае, где живут диковинные птицы и гуляют беспечные мандарины. Поскольку достоверной информации о Китае не имелось, европейский художник следовал собственной мысли о том, как он должен выглядеть. Собственно, история этой мысли, этих “снов о Китае” и запечатлена в книге.

Увлекаясь вычурным шинуазри, Европа решала свои проблемы. Выступала против античного классицизма, в рамках которого развивалось искусство. И спорила с греческими богами с помощью фарфоровых китайских карликов, утверждая превосходство духа над формой. Воображая Китай, европеец мыслил жизнь, которая вписывается в природу, а не подчиняет ее себе – как это было прежде. Так возникли “англо-китайские” сады, имитирующие натуральный ландшафт, – против регулярных садов Франции.

За мечту больше всех платит тот, кто был ее причиной. В 1860 г. британский корпус захватил Пекин и уничтожил знаменитый парк Юань-мин-юань, который на протяжении веков вдохновлял европейских художников. Тогда же погибли лучшие образцы китайской архитектуры, подражать которым вслепую, по картинкам, пытались в Европе.

Китай перестал быть сном. Он превратился в реальность – и вышел в тираж, как это чаще всего и бывает в Новое время. Из сферы эстетики и философии стиль переместился в сферу развлечений. В начале ХХ в. в китайском стиле стали оформлять базарные балаганы и карусели, бижутерию и упаковки. Но память о сновидческом происхождении этого стиля осталась. В наши дни в китайском духе оформляют места, где современный человек продолжает питаться иллюзиями.

То есть кинотеатры.