Рейтинг в тумане


Вчера Moody’s опубликовало прогноз изменения в 2005 г. рейтингов крупнейших в мире нефтяных компаний. В обзоре отмечается, что в прошлом году на российский нефтегазовый сектор положительно влияли улучшение общеэкономических условий, повышение эффективности деятельности компаний, улучшение корпоративного управления, рост цен на нефть. Все эти обстоятельства, вероятно, сохранятся и в 2005 г. Но масштабы повышения рейтингов будут в значительной мере зависеть от позиции, которую займет правительство России в отношении частного предпринимательства после заката некогда крупнейшей российской нефтяной компании “ЮКОС” и продажи ее основного актива – “Юганскнефтегаза”. При этом Moody’s считает, что “кредитные характеристики предприятий, частично или полностью принадлежащих государству (таких как “Газпром” и “Роснефть”), улучшились от упрочения их связей с государством и возрастания их стратегической важности”. В результате “Газпром” стал одной из немногих российских компаний, чей рейтинг был повышен до инвестиционного уровня и сравнялся со страновым рейтингом России. Это решение, отмечается в обзоре, отражает ожидание значительного усиления в дальнейшем роли “Газпрома” в энергетической политике государства.

Аналитик инвесткомпании “Брокеркредитсервис” Максим Шеин замечает, что, когда Moody’s в 2003 г. повысило рейтинг России до инвестиционного уровня, многие инвесторы стали экстраполировать его на компании. Но дело “ЮКОСа” показало ошибочность этой позиции, так как компании, в отличие от государства, несут политические риски. “То, что наиболее лояльное к России агентство обратило на это внимание, серьезный сигнал для властей об озабоченности международных инвесторов ситуацией в стране”, – говорит эксперт. По его мнению, первыми кандидатами на повышение рейтинга являются “ЛУКОЙЛ” и ТНК-ВР, показывающие высокие производственные и финансовые результаты, улучшающееся корпоративное управление. Но произойти это может, полагает Шеин, не ранее второй половины этого года. Да и то только после того, как государство внятно объяснит дальнейшие правила игры в отношении частных компаний.

Уровень же рейтингов в частном секторе будет во многом зависеть от способности компаний развиваться и конкурировать без значительного негативного вмешательства властей в их дела и без серьезных осложнений в результате появления более могущественного конкурента, контролируемого государством. Агентство не исключает появления новых налоговых претензий к компаниям. Но они могут и не сказаться на уровне рейтингов, если не будут вызываться политическими соображениями и будут иметь разумные масштабы. Moody’s также отмечает, что уровень рейтингов российских нефтяных компаний по-прежнему сдерживается концентрацией их активов внутри страны и геополитическими рисками.

Другое авторитетное рейтинговое агентство – Standard & Poor’s настроено еще более консервативно. Аналитик агентства Елена Ананькина считает, что преимущества госкомпаний в условиях усиления госконтроля неочевидны, поэтому риски увеличиваются для всех. “Мы не знаем, как финансировалась покупка “Юганскнефтегаза”, как будет происходить слияние “Газпрома” и “Роснефти”, следовательно, неизвестны и последствия этих шагов для компаний”, – говорит эксперт. Рейтинги госкомпаний агентство поставило на пересмотр с развивающимся прогнозом. То есть они могут быть как повышены, так и снижены.