“Связьинвест” перепроверят?


Счетная палата уже проверяла “Связьинвест” с июля 2003 г. по июль 2004 г. Сенаторы требовали разобраться со сделкой по закупке семеркой МРК программных комплексов Oracle на сумму $153 млн, а заодно выяснить, на каком основании “дочки” “Связьинвеста” отчисляют по 1% от своей выручки в Центр исследования проблем развития телекоммуникаций. Тогда аудиторы СП ограничились тем, что рекомендовали холдингу повысить прозрачность ряда процедур и призвали его руководство “оценить эффективность инвестиций”.

Но сенаторов такие результаты не впечатлили. Как стало известно “Ведомостям”, еще 16 декабря в адрес председателя СП Сергея Степашина была направлена новая просьба проверить “Связьинвест” за подписью 36 сенаторов. “Мы понимаем, что в рамках проводимой проверки… было невозможно ответить на все вопросы, – говорится в обращении, копия которого имеется у “Ведомостей”. – Мы просим СП провести проверку фактов и ответить на ряд крайне важных вопросов”. Особенно авторов письма волнуют сделки по продаже “дочками” “Связьинвеста” NMT-активов “Скай Линку”, а также целесообразность выхода “Ростелекома” из “РТК-Лизинга” в 2003 г.

Аудитор СП Владислав Игнатов подтвердил “Ведомостям” факт получения запроса. Что с ним делать дальше, решит коллегия СП, говорит он. По закону о Счетной палате эта организация обязана включать в свой план работы лишь обращения, подписанные не менее чем 1/5 от общего числа членов верхней палаты. 36 подписей как раз обеспечивают необходимый проходной балл, но, как рассказал “Ведомостям” другой представитель СП, 10 сенаторов свои подписи впоследствии отозвали. Игнатов не исключает, что “Связьинвест” все равно проверят, но поручиться за это в СП пока не могут.

“Нам этот запрос официально никто не направлял, поэтому мы не можем его комментировать”, – говорит директор департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Олег Михайлов. Он не считает нужным перепроверять уже совершенные сделки. “Все решения принимались советами директоров [дочерних] компаний на основе принципов открытости и прозрачности”, – объясняет он. Другие участники сделок также не видят оснований для сомнений. “Продажа доли в “РТК-Лизинге” позволила нам реализовать непрофильный актив на выгодных условиях – общая сумма сделки по продаже долей “Ростелекома” (27,06%) и НПФ “Ростелеком-Гарантия” (3,02%) составила 790 млн руб., – напоминает директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко. – Кроме того, консолидированная задолженность “Ростелекома” снизилась на $51,7 млн”.

Аналитики, напротив, считают обоснованным интерес сенаторов к тому, как государство управляет “Связьинвестом”. “Многие процедуры в “Связьинвесте” и МРК не очень прозрачны и понятны, а менеджмент “Связьинвеста” демонстрирует свою незаинтересованность в росте стоимости акций компаний”, – говорит аналитик “ФИНАМа” Олег Шенкер. По его мнению, проверку могли инициировать как обиженные миноритарии МРК, так и потенциальные участники готовящегося аукциона по “Связьинвесту”. Аналитик МДМ-банка Сергей Резник также связывает инициативу сенаторов с грядущей приватизацией холдинга. Впрочем, оба считают, что новая проверка, как и прежняя, не принесет заметных результатов. “Доказать притворность сделок будет очень тяжело”, – считает Резник. “Возможно, будут выявлены не очень серьезные нарушения, но принципиально в структуре управления “Связьинвестом” ничего не изменится, пока его не приватизируют”, – добавляет Шенкер.

В Мининформсвязи, глава которого Леонид Рейман руководит советом директоров “Связьинвеста”, от комментариев отказались.