ПРАВИЛА ИГРЫ: То, что вы хотели


Сейчас ядерный электорат президента Путина и правящей партии получает от своих избранников именно то, о чем просил, когда голосовал за них. Но, кажется, не совсем то, чего хотел. Очень хотелось отогнать от кормушки обанкротившихся “демократов”, ради этого готовы были придавить надоевшую демократию. Отогнали, придавили. Только отсутствие демократии – это не когда демократов нет у власти, а когда власти не хотят, да и не могут, учесть интересы электората. Ельцинский “антинародный режим” не смел замахнуться на пенсионерские льготы, ведь старшее поколение – самое голосующее в стране. А “народный” режим, который в состоянии насыпать себе бюллетеней по потребности, может позволить себе провести давно назревшую реформу вот таким беспардонно топорным образом. И не по злобе, а потому, что правительству действительно трудно учесть все нюансы последствий без участия заинтересованных лиц. А у тех практически нет возможностей сформулировать более или менее вменяемые предложения – для этого нужен доступ к СМИ, действующие политические организации. Если бы реформа проходила в 1995 г., то из визга, который подняли бы коммунисты в Думе и на ТВ, реформаторам без труда удалось бы вычленить голоса групп, действительно требующих особого подхода, тех же подмосковных пенсионеров, которые компенсации получат областные, а за транспорт будут платить по высокому городскому тарифу. Без демократии нет обратной связи – проблемы теперь приходится решать задним числом. Единственный доступный вид диалога при этом – выход на улицу, а без организации и выходить-то приходится не с продуманными лозунгами, а с малореалистичным “вернуть все назад”. А начальнички еще и огрызаются в том смысле, что надо выяснить, не провокаторы ли вывели стариков на улицы.

Между тем бурно обсуждается отмена студенческих отсрочек. В программе Путина было русским языком написано “возрождение армии”. Возможно, многие из тех, кто голосовал за него, подразумевали что-то вроде “распустить концлагерь для юношества, создать вместо него современные профессиональные войска”. Но обещали-то нам другое: возродить ту армию, которую имеем. Вот советский монстр и возрождается, требует свежего мяса.

А патриотическая общественность – тоже важнейшая часть путинского электората – между тем переживает за судьбу петербургского омоновца Сергея Бабина, которого прокуратура Чечни преследует по обвинению в тройном убийстве. То есть его должны привезти в Чечню, посадить в печально известный следственный изолятор “Чернокозово” и там судить. Общественности, видимо, думалось, что “территориальная целостность” – это когда в “Чернокозово” сидят чеченцы. А на самом деле “территориальная целостность” – это как раз когда Чеченская Республика в составе РФ, такая, какая есть и в какую ее превратила десятилетняя бойня, формирует свои органы власти и правопорядка из местных, разумеется, кадров и эти органы начинают работать, как часть федеральной системы. А если кто за последний год подзабыл, чем именно в норме занимаются прокуратуры, то напомню: преследованием подозреваемых в преступлениях против граждан. И когда прокуратура одного субъекта Федерации требует от другого субъекта доставить подозреваемого по месту подсудности, то это и есть территориальная целостность, та самая, за которую патриотической общественности было не жалко отдать тысячи чужих жизней. Получите, распишитесь. Именно этого вы требовали от своего правительства.