GM и Ford не могут угнаться за Toyota


На прошлой неделе GM и Ford сообщили о своих финансовых результатах за прошедший год. Чистая прибыль крупнейшего мирового автопроизводителя GM снизилась с $3,8 млрд в 2003 г. до $3,7 млрд в 2004 г., или на 2,6%. Выручка GM увеличилась на 4% со $185,5 млрд в 2003 г. до $193 млрд в 2004 г. Производство автомобилей GM выросло с 8,8 млн штук в 2003 г. до 9,1 млн в 2004 г., или на 3,4%.

Финансовое подразделение GM получило в прошедшем году чистую прибыль в размере $2,9 млрд по сравнению с $2,8 млрд в 2003 г. Чистая прибыль автомобильного подразделения GM выросла с $1,1 млрд в 2003 г. до $1,2 млрд в 2004 г. Но европейское подразделение GM принесло ей убыток в размере $742 млн. Причем он вырос более чем в два с половиной раза по сравнению с $286 млн в 2003 г. На североамериканском рынке у GM наблюдается стагнация. Ее чистая прибыль за счет операций в Северной Америке в прошедшем году не изменилась и составила, как и в 2003 г., $1,2 млрд.

Чистая прибыль Ford выросла более чем в семь раз с $495 млн, полученных в 2003 г., до 3,5 млрд в 2004 г. Выручка увеличилась со $163,6 млрд на 4,4% до $170,8 млрд. Компания продала в прошлом году во всем мире 6,80 млн автомобилей, что менее чем на 1% превосходит показатель 2003 г. – 6,74 млн машин.

Рост прибыли Ford, как и у GM, был в первую очередь обеспечен успехами финансового подразделения компании. Оно получило рекордную прибыль до налогообложения в размере $5 млрд по сравнению с $3,3 млрд в 2003 г. Автомобильное подразделение принесло Ford в прошлом году прибыль до налогообложения в размере $850 млн по сравнению со $153 млн в 2003 г. “Надо, чтобы вклад автомобильного бизнеса в общий результат был большим”, – признал финансовый директор Ford Дон Леклэр.

Ford не удалось добиться поставленной в прошлом году цели – вывести на уровень безубыточности свои европейские операции. Они принесли убыток до налогообложения в размере $626 млн. Как и GM, Ford не может похвастаться успехами и в Северной Америке. В прошедшем году его прибыль до уплаты налогов на этом рынке снизилась по сравнению с 2003 г. на 18% до $1,5 млрд.

Из-за неутешительных показателей GM и Ford рейтинг их облигаций сейчас находится у агентства Standard & Poors только на один пункт выше спекулятивного. “Наша обеспокоенность способностью GM повысить свою конкурентоспособность… существенно возросла”, – заявил аналитик агентства Скотт Принзен после последних новостей от GM. Moody’s в том же духе высказалась о бумагах Ford. “Наиболее важная задача Ford сейчас – успешное проведение реструктуризации в Северной Америке”, – констатирует агентство. Правда, оно пока оценивает бумаги Ford и GM на три пункта выше спекулятивного уровня.

Показатели американских автопроизводителей на фоне их основного конкурента – японской Toyota выглядят очень скромно. По показателю чистой прибыли она превосходит двух крупнейших американских автопроизводителей, вместе взятых. В 2003/04 финансовом году, который у Toyota завершился в марте, она составила $10,2 млрд. За шесть месяцев – с апреля по сентябрь 2004 г. – чистая прибыль Toyota составила $5,7 млрд. По оценкам самой Toyota и аналитиков, по итогам 2004–2005 финансового года компания вновь получит рекордную прибыль.

Согласно декабрьскому прогнозу японской компании, в прошедшем году ее продажи должны были вырасти на 11% и достигнуть 7,54 млн автомобилей. А в наступившем году японская компания планирует увеличить мировые продажи автомобилей на 6,5% до 8,03 млн штук. GM и Ford не сообщают о своих производственных планах на будущий год, а вместо этого указывают на все возрастающую конкуренцию в Северной Америке и Европе. (Использованы материалы WSJ.)