Прогнозы года в Санкт-Петербурге: Комфортные склады


На этот год запланирована сдача сразу нескольких новых логистических центров. Компания “Астрос-Логистикс” достраивает терминал в Горелове, “Авалон-Логистикс” – на Парнасе. В прошлом году к строительству новых терминалов приступили компания “Интертерминал” (входит в транспортную компанию “Инкотек”) и Промышленно-строительный банк.

Дефицит качественных складских площадей директор по транспорту компании “Евросиб” Павел Лукис оценивает в 15–20%. По его словам, в ближайшие годы новые площади логистических центров класса А будут вытеснять с рынка складские помещения более низких классов.

Подавляющее большинство существующих складов расположены в бывших промышленных помещениях и относятся к классу С, говорит заместитель гендиректора компании “Охта Групп Девелопмент” Константин Ковалев, но в будущем наиболее востребованы будут логистические центры класса А. По его оценке, этот сегмент развивается быстрее, чем более низкие категории.

Рынок логистических центров сейчас интересен для девелоперов, соглашается заместитель директора по связям с общественностью “ПСБ-Инвест Групп” Александр Ротштейн. Он также подчеркивает, что проекты высокотехнологичных и современных складских помещений класса А наиболее перспективны.

Затраты на строительство современного складского терминала Ковалев оценивает в $100–300 на 1 кв. м без учета стоимости инженерных сетей.

По оценке консультационного Агентства специальных исследований, в 2005 г. в строй будет введено около 75 000 кв. м новых складских площадей. Гендиректор агентства Рубен Тертерян полагает, что новые логистические мощности в течение ближайших двух-пяти лет вытеснят старые склады.

Такой же прогноз дает и Лукис из “Евросиба”. Рентабельность складского бизнеса он оценивает в 30–40%, а срок окупаемости – в 5–6 лет.

Нынешняя ситуация на рынке складских площадей напоминает недавний бум строительства торговых центров, говорит Тертерян. По его словам, рынок торговых площадей достиг своего пика, а логистических – на подъеме и поэтому выходить на него проще.

“За последние два-три года грузопоток вырос в два раза, и при этом изменилась его структура. Появилось много дорогостоящих грузов, требующих качественного хранения”, – объясняет популярность складских проектов Лукис.

Тертерян добавляет, что спрос на качественные площади вызван развитием крупноформатных торговых сетей.

Собственный логистический центр выгодно иметь любой торговой сети, насчитывающей не менее 10 магазинов, говорит заместитель генерального директора петербургского филиала сети “Перекресток” Виктор Полянин. Пока петербургская сеть “Перекрестка” состоит всего из четырех магазинов и распределительный центр ей не нужен.

В середине января о планах строительства собственного логистического центра в Ленинградской области заявила компания “Лента”. Предправления компании Олег Жеребцов говорит, что всегда был противником распределительного центра, который создает дополнительные издержки, и требовал, чтобы поставщики сами доставляли продукцию в торговые центры его компании. Однако со временем он изменил свои взгляды.

Для некоторых товаров перераспределение на складах было бы выгоднее, говорит Жеребцов, добавляя, что “Лента” будет обрабатывать преимущественно непродуктовые товары. Он ожидает, что логистический комплекс площадью 30 000 кв. м и стоимостью около $20 млн позволит компании минимизировать расходы, связанные с доставкой товара от поставщиков в магазины сети. По словам Жеребцова, “Лента” возьмет на себя транспортировку товара от логистического центра до магазинов, что даст возможность получить у производителей дополнительную скидку примерно в 1,5%.