Прогнозы года в Санкт-Петербурге: Верфи не спешат в холдинги


Эксперты утверждают, что объединению верфей в холдинги мешают противоречия между собственниками предприятий. Контрольный пакет Северной верфи принадлежит Объединенной промышленной корпорации (ОПК, структура Межпромбанка, в которой сконцентрированы промышленные активы), 25% – государству, а 18% – холдингу “ИСТ”. “ИСТ” владеет также 80% Балтийского завода, золотая акция которого принадлежит государству. А Адмиралтейские верфи и “Севмашпредприятие” представляют собой ФГУПы.

Такие предприятия, как Адмиралтейские верфи и “Севмашпредприятие”, перед объединением необходимо акционировать, оставив в собственности государства, говорит Виталий Шлыков, член общественного совета по внешней оборонной политике. Впрочем, считает он, после акционирования предприятия вполне могут заинтересовать крупных судостроительных инвесторов. В частности, говорит Шлыков, Адмиралтейские верфи могли бы привлечь владельца контрольного пакета Северной верфи – Межпромбанк, который активно интересуется петербургскими судостроительными активами.

Источник в руководстве ОПК говорит, что банк действительно интересуется судостроением, но пока только надводным. Выкупив 53% Северной верфи у своего партнера – холдинга “Новые программы и концепции” Бориса Кузыка, ОПК вступила в переговоры с группой “ИСТ”. “Мы рассматриваем несколько вариантов взаимодействия – покупку Балтийского завода, создание объединенной холдинговой компании или продажу Северной верфи”, – говорит источник. Но Межпромбанк всерьез не присматривался к Адмиралтейским верфям, пока “государство не приняло решения об их приватизации”, добавил он.

Группа “ИСТ” пока не приняла окончательного решения о судьбе Балтийского завода, поэтому с Межпромбанком проводит пока только “первичные консультации”, сообщил “Ведомостям” руководитель “ИСТа”, просивший не называть его имени.

Из-за противоречий между собственниками ожидать создания каких-либо холдингов в этом году не стоит, считает и руководитель Адмиралтейских верфей, также просивший не упоминать его имени.

Но эксперты утверждают, что объединение жизненно необходимо судостроителям. Загрузка петербургских предприятий отрасли не превышает в среднем 30% и за счет исключения дублирующих производств каждое предприятие в случае объединения могло бы сэкономить около 20%, говорит начальник отдела перспективных исследований ЦНИИ технологии судостроения Илья Вайсман.

А замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что вскоре петербургские верфи закончат исполнение военных заказов на экспорт. А строительство гражданских судов менее рентабельно.

“Петербургские верфи предназначены для строительства военной техники, – поясняет Вайсман из ЦНИИ ТС. – И при сокращении военных заказов их владельцы будут вынуждены искать пути объединения, чтобы сохранить бизнес”.