Авиатор на миллион долларов


Лидерство “Авиатора” нетрудно было предсказывать после “Золотого глобуса”, где картина Скорсезе о миллиардере Ховарде Хьюзе получила три приза: лучшая драма, лучшая мужская роль (Леонардо Ди Каприо) и лучшая музыка. Оскаровские авансы щедры еще и потому, что Скорсезе, давно признанный классиком, до сих пор не получал главных американских киностатуэток, что, конечно, непорядок.

Картина Клинта Иствуда “Детка на миллион долларов”, которой достался “Золотой глобус” за режиссуру, теперь отстает от “Авиатора” прилично: у нее семь номинаций, включая главные (лучший фильм и режиссура плюс лучшая женская роль – Хилари Свонк). Столько же – у “Волшебной страны”, в которой Джонни Депп сыграл автора “Питера Пэна” (и, соответственно, поборется с Леонардо Ди Каприо и Клинтом Иствудом, традиционно снявшемся в собственном фильме, за лучшую мужскую роль). Вплотную за лидерами следуют только что вышедшая в российский прокат биография Рэя Чарльза “Рэй” (шесть номинаций) и “На обочине” Александра Пейна (Sideways, пять номинаций) – этот фильм получил “Золотой глобус” как лучшая комедия. Режиссерская номинация “Оскара” отличается от этого списка (все названные картины претендуют на премию за лучший фильм) только одной позицией: вместо “Волшебной страны” здесь значится “Вера Дрейк” британца Майка Ли, у которого уже есть “Золотой лев” Венецианского кинофестиваля. “Страсти Христовы” Мэла Гибсона, “Золотым глобусом” пропущенные вовсе, фигурируют только в трех номинациях: операторская работа, музыка и грим.

Для тех, кто следит за призовыми сюжетами, во всем этом неожиданностей нет. Сюрпризы – чуть ниже по списку.

И главные из них – в номинации за лучший иноязычный фильм. Здесь нет ни французской “Долгой помолвки” Жан-Пьера Жене (фильм, впрочем, номинирован за работу оператора и художника, что в высшей степени справедливо), ни идущего сейчас в Москве феерического “Дома летающих кинжалов” Чжана Имоу. Последнее можно, наверное, объяснить не столь давним триумфом на “Оскаре” “Крадущегося тигра, затаившегося дракона”, сделанного в том же жанре сказочного кунг-фу. И пусть фильм Имоу на две головы выше победительной картины Энга Ли, дела это ничуть не меняет: не все китайцам масленица, решили, вероятно, номинаторы. Хотя совсем пройти мимо “Кинжалов” все равно было нельзя – и номинация за операторскую работу у этой эффектнейшей картины есть. Фаворитом в списке “Лучший неанглоязычный фильм” надо считать, видимо, получившее “Золотой глобус” “Внутреннее море” испанца Алехандро Аменабара (того самого, который снял триллер “Другие”). Кстати, фильмы в “иностранной” номинации, как на подбор, проблемные: “Внутреннее море” – о праве человека на эвтаназию (добровольную смерть), южно-африканское “Вчера” – о женщине, больной СПИДом. А немецкое “Падение” (Downfall) и вовсе о последних днях Третьего рейха. Новости местного значения: “Водитель для Веры” (предложенный от Украины) в списках не значится. О “Ночном дозоре” (российский кандидат) не стоит даже и заикаться.

Но это, понятно, уже не сюрприз.

Далее: все блокбастеры ушли в технические номинации. “Человека-паука – 2”, “Полярный экспресс”, “Я, робот”, “Гарри Поттера и узника Азкабана” можно найти в разделе звуковых и визуальных эффектов. “Шрека-2”, “Суперсемейку” и “Акулью историю”, соответственно, в разделе анимации.

Приятно увидеть сценариста-трюкача Чарли Кауфмана среди претендентов на “Оскара” за лучший оригинальный сценарий – “Вечное сияние чистого разума”. Тут обычно и оказывается все нетривиальное (знаменитый пример – “Криминальное чтиво”).

Приятно и то, что сыгравшая в “Вечном сиянии” Кейт Уинслет номинирована на лучшую женскую роль (ее партнер Джим Керри номинаторами, впрочем, не учтен, хотя играет уже третью неординарную для суперзвезды роль). Но Уинслет вряд ли получит “Оскара” – у Хилари Свонк (“Детка на миллион долларов”), Аннет Бенинг (Being Julia, в российском прокате “Театр”) или Имельды Стонтон (“Вера Дрейк”) шансов явно больше.

И, кстати, вот еще что: каннского триумфатора Майкла Мура с его антибушевским “Фаренгейтом 9/11” не видать нигде.

А кто в итоге получит “Оскары”, узнаем 27 февраля.