Джотто и Малевич крепят дружбу


Выставка, которая продлится до 20 мая и находится под высоким патронатом президентов двух стран, – мероприятие не только художественное, но и дипломатическое. А путь “От Джотто до Малевича” – символ не только связи веков, но и дружбы народов, и такой статус обязывает. Готовят такие выставки долго, и стоят они серьезных государственных денег. Однако вопрос о бюджете проекта поставил руководителя дирекции Музейного фонда РФ Александра Сысоенко в тупик. “Не считал”, – сначала неосторожно сказал он, но потом, спохватившись, поправился, что точную сумму назвать не сможет, так как деньги на счет выставки поступали долго и партиями. Итальянской стороне, по словам Сысоенко, проект обошелся в 5 млн евро, а российской – где-то в $3–4 млн. Вопрос о деньгах не праздный: от стоимости музейного проекта зависит масштаб выставки и ее содержание. На этот раз денег хватило и на шедевры, и на масштабную экспозицию.

Мне довелось видеть выставку в Риме: судя по моим впечатлениям, она пользовалась у итальянцев интересом. Большинство имен русских иконописцев и художников не было им знакомо. Римские зрители живо реагировали на единственный всемирно знаменитый художественный брэнд – “русский авангард” и восхищенно смотрели Малевича и Шагала, оставляя без внимания превосходную коллекцию лучших русских икон, не говоря уже об архитектурных макетах.

Главная приманка для зрителей московской выставки – великие имена Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли и Тициана. Итальянский раздел московской версии усилен как раз шедеврами старых и очень знаменитых мастеров. И хотя в экспозиции будет только один маленький рисунок Леонардо, эта женская головка (“Скапильята”) действительно прекрасна. Никого не смогут разочаровать ни великолепный “Святой Стефан” Джотто, ни нежнейшая “Донна Велата” Рафаэля.

Всю остальную выставку с ее громоздкой концепцией и массой второстепенных произведений можно считать факультативным, научно-историческим дополнением к главному блюду – великим итальянцам. Трудно сделать бесспорную по содержанию экспозицию на такую необъятную тему, как влияние итальянского искусства на русское. Дело не в том, что концепция выставки вызывает сомнения. Просто блеск истинных шедевров в восприятии нашего широкого зрителя губителен для их окружения. Даже если в нем собраны лучшие произведения русского национального искусства.