ИНТЕРВЬЮ: Кос Гойс, гендиректор Sanoma Magazines International


На прошлой неделе финская компания SanomaWSOY и издательский дом Independent Media объявили о крупнейшей сделке за всю историю российского рынка печатных СМИ. IM, основанная в 1992 г. нидерландскими инвесторами во главе с Дерком Сауэром, была продана финскому издательскому дому, проводящему активную экспансию на европейских рынках, за 142 млн евро ($185 млн). Sanoma Magazines, под контроль которой перешел IM, специализируется на выпуске журналов, а именно этот сегмент российского медиарынка, по мнению наблюдателей, будет быстро расти. По оценке PricewaterhouseCoopers, в 2003 г. оборот журнального рынка в России составил $365 млн, а через три года он достигнет $550 млн.

Кос Гойс отвечает за экспансию Sanoma Magazines в Центральной и Восточной Европе. По его мнению, в России перед финским холдингом открываются отличные возможности заработать.

– Кто инициировал сделку по покупке Independent Media компанией Sanoma Magazines? Сколько времени шли переговоры? Каковы условия сделки?

– Инициативу проявил я в мае прошлого года. Тогда появилась информация, что отношения между IM и “Проф-Медиа” не складываются. Я Дерка [Сауэра, гендиректора IMedia] знаю уже давно, я позвонил ему и спросил: “Дерк, это правда?” Он подтвердил, и мы начали переговоры. В октябре мы подписали соглашение. Теперь сделка должна быть одобрена антимонопольными органами России и Украины. Мы ожидаем, что это произойдет в течение месяца, самое позднее – во II квартале. Sanoma Magazines купила все 100% акций IM за 142 млн евро.

– Для покупки использовались заемные средства?

– Она финансировалась банками, с которыми мы регулярно сотрудничаем.

– Почему в 2001 г., когда Sanoma приобретала журнальный бизнес VNU, вы не стали покупать 35% акций IM, принадлежавших тогда этой нидерландской компании?

– VNU тогда не хотела продавать эти 35%. Я, кстати, сам в свое время работал в VNU и был руководителем Дерка, когда он приехал в Россию.

– Дерк Сауэр теперь будет работать с Sanoma по контракту. Каковы его условия – сроки, размер вознаграждения?

– Единственное, что я могу сказать, – нашим принципиальным условием было, чтобы Дерк продолжал свою работу в IM еще минимум три года. Это же относится и к остальным топ-менеджерам IM.

– Вы намерены ввести в руководство собственных менеджеров?

– Нет. Никто из наших менеджеров в Москву не приедет. Не только потому, что Москва, насколько я помню, – один из самых дорогих городов мира, но и потому, что Дерк и его команда великолепно руководили этой компанией. И нет никаких причин для того, чтобы вмешиваться в ее текущую деятельность.

– А в совет директоров IM войдет кто-нибудь из Sanoma?

– Наблюдательного совета для IM как такового нет. IM войдет в группу Sanoma Magazines International, которая входит в состав Sanoma Magazines. Sanoma Magazines International, где я являюсь гендиректором, работает в семи странах Восточной Европы. Мы начали свою деятельность в 1992 г., и сегодня группа состоит из трех подразделений: Центральная Европа (Венгрия, Чехия, Словакия), Юго-Восточная Европа (Хорватия, Сербия и Черногория, Болгария, Румыния), и благодаря поглощению IM создано подразделение СНГ, в котором Дерк занимает пост исполнительного директора, ответственного за деятельность в России, на Украине и в Казахстане (потом появятся и другие страны). Правление Sanoma Magazines состоит из руководителей страновых подразделений. С IM буду работать я и гендиректор Sanoma Magazines Айя Айласмаа.

– Sanoma Magazines занимается изданием журналов. Что будет с газетами IM – “Ведомостями”, The Moscow Times, “На Рублевке”?

– Газеты останутся частью IM. У SanomaWSOY (холдинг, в который входит Sanoma Magazines. – “Ведомости”) есть газетное подразделение, которое называется Sanoma и является крупнейшим издателем газет в Финляндии. Но у него нет планов международной экспансии.

Мы планируем искать новые возможности на рынке не только журналов, но и газет. У нас есть новые газетные проекты, и Sanoma их поддерживает. Но сообщать подробности мы пока не можем – по соображениям конкуренции.

– Организация “Репортеры без границ” несколько лет подряд ставит Россию на последние места по степени свободы прессы. Это вас не смущает?

– В ходе переговоров мы посвятили немало времени обсуждению этого вопроса, потому что о непростой ситуации [в этой области] мы и читаем в западных газетах, и знаем из бесед с людьми, работающими в России. Свобода прессы чрезвычайно важна. Но мы также знаем, что у IM никогда не было никаких проблем в этой области. Это, конечно, не означает, что они не могут появиться в будущем, но мы очень удовлетворены тем, как дела шли до сих пор.

– Считается, что перед крупными сделками с участием иностранцев принято советоваться с администрацией президента. Вы советовались?

– Нет. Мы не консультировались ни с Кремлем, ни с другими госорганами.

– У вас есть запасной план на случай, если проведение сделки застопорится из-за позиции властей?

– Единственное, что мы планируем делать, – это ждать одобрения [антимонопольных органов]. Мы не ждем, что это произойдет через неделю или две, понимая, что это может занять до полугода.

Средства массовой информации привлекают повышенное внимание властей не только в России, но и в других странах. Но сектор журналов гораздо менее политизирован, чем сектор газет. Да, у компании [IM] есть несколько газет, но “Ведомости” – это финансово-экономическая газета, а The Moscow Times и St. Petersburg Times печатаются на английском языке, т. е. рядовой человек их даже и прочитать не сможет. Так что с этой точки зрения компания менее уязвима. Можно даже сказать, что, раз [в России] издаются газеты на иностранном языке, это показывает окружающему миру, что в стране есть свобода прессы.

Думаю, важно и то, что покупатель – это финско-голландская компания. Может быть, если бы компания была американской или немецкой, ситуация была бы другой. А так – кого волнуют финны и голландцы? У них же никакого политического влияния.

– Вы договорились с Financial Times и The Wall Street Journal об управлении “Ведомостями”?

– Я встречался с представителями не только акционеров “Ведомостей”, но и других компаний, по лицензии которых IM издает журналы. С некоторыми из них у нас стратегический альянс, например с компанией Hearst, по лицензии которой мы издаем Cosmopolitan в шести странах. Так же мы издаем Men’s Health в Чехии, FHM в Румынии и Венгрии. С представителями Financial Times и The Wall Street Journal я встречался в Лондоне в ноябре. Мы много говорили и о свободе прессы, и о том, как Sanoma будет действовать, если правительство попытается вмешаться [в работу “Ведомостей”], и т. д. Для них это очень важный вопрос, как и для нас. Они приветствовали нас в качестве нового владельца “Ведомостей”.

– Планируете ли инициировать какие-либо изменения в редакционной политике “Ведомостей”?

– Мы никогда не вмешиваемся в редакционную политику. Редакционные коллективы всех изданий Sanoma абсолютно независимы, даже если нам не нравится, что они пишут.

– А в стратегии IM изменения будут?

– У нас есть конкретные идеи по газетным проектам. Конечно, есть идеи и по журналам. Наша основная сила во многих странах – еженедельные журналы, в особенности для женщин. В России много ежемесячных журналов, особенно глянцевых, и мы, конечно, используем наше ноу-хау в области издания еженедельных журналов. Но сначала мы, конечно, проанализируем ситуацию на рынке.

– Политические или экономические еженедельники не планируете выпускать?

– Никаких политических еженедельных изданий.

– Вы не планируете проводить первичное размещение акций IM?

– Ответ простой: нет.

– У вас есть конкретные бизнес-цели, которых вы хотели бы добиться в России, например по обороту?

– То, что было в прошлом, не дает гарантий на будущее, но за последние пару лет IM продемонстрировала значительный рост. Это, конечно, связано с ростом экономики России. Эксперты прогнозируют, что ВВП будет расти на 5–10% в ближайшие четыре-пять лет. Если растет экономика, у людей появляется больше денег, а как издатели журналов и газет мы напрямую зависим от того, сколько люди могут потратить.

Есть и другая причина для оптимизма. Россия сильно отстает от других стран Восточной Европы и Европейского союза по ряду показателей. Например, в 2003 г. в России на рекламу было потрачено $17,5 на душу населения (данных за 2004 г. у меня еще нет). Для сравнения: в Венгрии – $89, а в странах ЕС – в среднем $234. Так что перспективы роста в России огромны.

– У вас есть планы по увеличению выручки IM?

– Рост продаж IM за последние пару лет измерялся двузначным числом, и мы считаем, что в ближайшие три-четыре года эти темпы роста сохранятся.

– Бизнес в странах СНГ вы будете развивать самостоятельно или через IM?

– Как я уже отметил, группа Sanoma Magazines International теперь состоит из трех подразделений, включая подразделение, отвечающее за СНГ, которое Дерк возглавляет в качестве генерального директора. Independent Media уже реализует один проект в Казахстане, но в СНГ гораздо больше стран. Так что это фантастическая платформа для географической экспансии.

Пока мы ничего не будем делать в Белоруссии – исключительно из-за политической ситуации в этой стране. По этой же причине мы до сих пор не проявляли интереса к Турции, хотя сейчас там ситуация меняется. Мы не хотим работать в стране, где, как когда-то в Турции, около 80 журналистов сидели в тюрьме, потому что писали то, что не нравится властям.

– Сколько вы готовы потратить на расширение бизнеса в России и странах СНГ?

– Я не могу дать конкретную цифру, могу говорить только об опыте, накопленном за время работы в семи странах [восточноевропейского] региона, за который я отвечаю. Мы обычно запускаем 10–12 новых журналов в год, а также проводим поглощения в этих странах, и я никогда не получал отказ от моих руководителей в Финляндии, когда просил их предоставить деньги. Мы располагаем значительными средствами для экспансии.

– Сколько денег и времени нужно для запуска нового издания?

– По-разному. На еженедельный журнал нужны более значительные инвестиции, а на подготовку уходит 9–12 месяцев. Ежемесячный журнал можно выпустить гораздо быстрее – за 3–6 месяцев, но бывали случаи, когда мы подготавливали их к запуску за полтора месяца.

Насчет размера инвестиций нет однозначного ответа. Многое зависит от страны, от конкурентной ситуации на рынке. Например, в прошлом году мы начали выпускать Cosmopolitan в Болгарии. Вы будете смеяться, когда я скажу, сколько мы в него инвестировали – $50 000. Но вы понимаете, Болгария – маленькая страна, там всего 7,5 млн человек. А тираж Cosmopolitan сегодня – 50 000 экземпляров. Статистически это даже больший успех, чем в России, где живет 145 млн человек. Но и в Болгарии сейчас конкуренция обостряется, туда приходят все новые иностранные издательские дома, так что новые проекты там будут более дорогими.

– Вы планируете покупать для IM лицензионные права на новые издания или отказываться от уже публикующихся?

– У IM уже немало изданий под известными международными брэндами – Cosmopolitan, Men’s Health, FHM, “Популярная механика”. Мы издаем Elle в Хорватии и в марте запускаем его в Сербии, но, как вы знаете, в России [издательский дом] Hachette сам печатает Elle, так что [об издании его здесь] нечего и думать. В пяти странах мы издаем National Geographic, причем очень удачно, у меня великолепные отношения с National Geographic Society в Вашингтоне; но в России National Geographic не входит в число изданий IM.

– Есть ли в планах создание собственной системы дистрибьюции?

– Мы провели немало времени за обсуждением тяжелой ситуации в сфере дистрибьюции, сложившейся в России. Хорошая система дистрибьюции – это предпосылка для успеха в нашем бизнесе. Можно издавать лучшие в мире газеты и журналы, но это ничего не значит, если последнее звено цепи не функционирует и вы не можете их продать. В Финляндии у Sanoma огромное подразделение дистрибьюции Rautakirija, которое занимает 1-е место в своем секторе в странах Балтии и Румынии. Rautakirija нацелена на международную экспансию, и мы ведем с ними переговоры об использовании их опыта и ноу-хау для улучшения системы дистрибьюции в России. Но на это нужно время, не стоит ждать чудес уже завтра.

– Одно из наиболее динамичных направлений издательского рынка в Европе – это профессиональные издания, так называемые b2b. Вы собираетесь развивать это направление?

– Непременно. Мы уже давно этим занимаемся, особенно в Финляндии и Нидерландах. Два года назад мы стали активно выпускать b2b-издания в Венгрии и Чехии, и этот бизнес идет хорошо. Я уверен, что и здесь можно много сделать.

– Можете ли вы купить другие российские издательские дома?

– Никогда не говори “никогда”. Но пока каких-то конкретных идей нет, давайте сначала используем все возможности [от объединения с IM]. Возможно, в будущем мы найдем привлекательные возможности для поглощений. В этом одна из замечательных черт большой страны: сегментация рынка делает его более привлекательным, чем в маленькой стране типа Хорватии, где живет 4,5 млн человек. Но в стране с населением 145 млн просто необъятные возможности.

– По прогнозу Pricewater-houseCoopers, к 2008 г. объем журнального рынка в России удвоится. Вы разделяете эту оценку?

– В этом прогнозе нет ничего удивительного. Перспективы роста этого рынка неограниченны, по крайней мере в ближайшее десятилетие.